Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«У ребёнка конфликты со сверстниками?»
13 минут 2309 565

«У ребёнка конфликты со сверстниками?»

Kuzmina foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кузьмину Людмилу Валерьевну, воспитателя ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина СП детский сад «Алёнушка» ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Людмила Валерьевна предлагает вашему вниманию статью на тему «У ребёнка конфликты со сверстниками?». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Валерьевны:

«Обращение может быть мягким или жёстким, подавляющим или ободряющим, грубым или ласковым, вежливым или не очень. Именно обращение друг к другу членов семьи формирует у ребёнка компонент общения, а вместе с ним – боязнь или потребность общаться со сверстниками».

Полезного чтения…


«У ребёнка конфликты со сверстниками?»

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождается он потребностями в совместной деятельности.

В процессе общения выделяют 3 взаимосвязанных компонента:

1. Обращение участников общения друг к другу или установление контактов;

2. Определение при помощи стереотипов, кто перед тобой;

3. Отношение ребенка к сверстникам и отношение сверстников к ребёнку.

Нарушение компонентов общения – установление контакта; определение при помощи стереотипов, кто перед тобой; отношение ребёнка к сверстникам и отношение сверстников к ребёнку – провоцирует возникновение конфликтов ребёнка со сверстниками.

Обращение может быть мягким или жёстким, подавляющим или ободряющим, грубым или ласковым, вежливым или не очень. Именно обращение друг к другу членов семьи формирует у ребёнка компонент общения, а вместе с ним – боязнь или потребность общаться со сверстниками.

Слово «вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Яркую характеристику ребёнка — невежы подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок — невежа»  А.Л.Барто справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

Медвежонок – невежа

(сказка для больших и маленьких)

Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою –

В медведицу бурую…

Не знает он приличий –

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах!…

Я знаю понаслышке,

И люди говорят,

Что такие мишки

Есть среди ребят.

1. Почему ребёнок перебивает других людей?

Первые слова, первые фразы, как мы радуемся тому, что ребёнок умеет говорить. Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать, но и научился перебивать.

Если ребёнок перебивает другого человека, влезает в разговор, это может означать, что он:

  • Не умеет слушать;
  • Проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебивает;
  • Привык получать внимание близких людей и требует его;
  • Не обладает достаточным запасом терпения;
  • Недополучает родительского внимания.

Известно, что проявление нетерпеливости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры, это может быть одним из симптомов гиперактивности.

Как научить ребёнка не перебивать взрослых?

3. Научите своего ребёнка перебивать разговор вежливым способом – фраза «Извините, пожалуйста, что перебиваю…» может стать поистине волшебной.

5. Учитывайте возраст ребёнка: чем меньше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

6. Обязательно хвалите ребёнка за то, что он нашёл чем ему заняться во время вашей беседы с другими людьми.

7. Никогда сами не перебивайте своего ребёнка.

Необходимо понимать: когда человека перебивают на полуслове, сбивают с мысли, это своего рода агрессия, пусть не физическая, но словесная.

2. Если ребёнок не здоровается.

Для некоторых детей ситуации, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию – они словно впадают в ступор. При таких ситуациях, поведение взрослого может помочь ребёнку расслабиться: «Здравствуйте! – это от меня и ещё раз здравствуйте – это от моего ребёнка!».

Причиной того, что ребёнок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера.

Как помочь ребёнку сделать употребление вежливых слов естественным и необходимым?

1. В обязательном порядке сами взрослые, в окружении ребёнка,  должны употреблять вежливые слова.

2. Показать ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка без слов «пожалуйста».

3. Учите ребёнка разнообразным формам приветствия и прощания: «пожалуйста», «пока», «здравствуйте», «привет» и т.д.

4. Учите вежливости вежливо!

3. Нормативная лексика и ребёнок.

Распространение сквернословия в последнее время приняло угрожающий масштаб, а дети оказались наиболее незащищенными перед этим злом. Словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребёнка, что сказывается на его здоровье.

Привлекательность ненормативной лексики в том, что она снижает напряжение в тех случаях, когда эмоции переполняют и захлёстывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, обычными словами.

У детей сложности в снятии эмоционального напряжения связаны с возрастными особенностями. В связи с этим, важным является обучение дошкольников конструктивными формами выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. Если ребёнок ругается (если это всё равно происходит), то можно попробовать разрешить ребёнку ругаться в определенном месте – например, у мусорного ведра (слова – то «мусорные»), однако это можно делать только в крайнем случае. Прежде же всего, надо показать ребёнку свое непринятие бранных слов: «Мне не нравятся такие слова» и т.д.

Как отучить ребёнка употреблять ненормативную лексику:

1. Необходимо следить за собственной речью.

2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребёнка, где он услышал «эти слова»…

4. Нельзя демонстрировать ребёнку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов. И положительная, и отрицательная реакция взрослого могут вызвать у ребёнка желание повторить неприличное слово.

5. Научите ребёнка выражать сильные чувства другими, небранными словами.

6. Поддерживайте в семье доброжелательные отношения.

Второй причиной конфликтов ребёнка со сверстниками являются стереотипы, которые усваиваются ребёнком в процессе ежедневного семейного общения. Стереотипы часто являются оружием пропаганды расовой дискриминации. Именно родители, как самые значимые для ребёнка люди, способствуют закреплению в сознании ребёнка образа людей той или иной национальности с определенной характеристикой. Ребёнок впитывает без критического осознания готовые формы и способы размышлений родных и близких ему людей.  Эти формы и способы рассуждений попадают в подсознание ребенка и оседают в виде готовых стереотипов.

В психологии выделяют 7 законов стереотипных эффектов, которые вызывают специфические искажения и ошибки восприятия:

1. Эффект первичности – информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная.

2. Эффект последнего впечатления – информация, которую восприняли последней, наиболее важна.

3. Эффект ореола – эмоционально заряженная информация влияет искажающе.

4. Эффект новизны – новое и неожиданное сильно привлекает внимание и лучше запоминается.

5. Эффект социального контекста – человек на фоне позитивных событий более привлекателен.

6. Эффект бумеранга – к человеку относятся так, как он относится к себе.

7. Эффект повторения – часто повторяющаяся информация воспринимается как привычная и вызывает доверие.

Как сделать так, чтобы ребёнка воспринимали положительно:

1. Старайтесь следить за тем, кто и как представляет ребёнка окружающим, что именно о нем говорят и на каких качествах акцентируют внимание.

2. Соблюдайте порядок предоставления информации о ребёнке: положительную информацию предоставляйте в начале.

3. Если сложилось негативное мнение о ребёнке, то необходим прием «тайм — аута» (отсутствие ребёнка  — по болезни, после отпуска). Необходимо представить его в новом положительном образе после некоторого отсутствия.

4. Необходимо, чтобы ребёнка окружали приятные, душевные люди и красивые вещи.

5. Уважение к другим людям, доброжелательность, это то, что вы должны демонстрировать ребёнку.

6. Введите в лексикон ребёнка добрые, вежливые слова.

7. Новая, положительная информация о ребенке требует повторения, пока она станет привычной и близкой для окружающих.

Игры для преодоления негативных стереотипов:

Третья проблема причины возникающих конфликтов – это отношение ребёнка к сверстникам и отношение сверстников к ребёнку. По статистике, каждый третий ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста нуждается в помощи взрослого по налаживанию межличностных отношений. Можно выделить 3 группы причин  возникновения у ребёнка конфликтных ситуаций со сверстниками:

Диагностика конфликтных взаимоотношений между детьми в группе детского сада и в школьном коллективе

Для диагностики используют способ социометрии. По количеству положительных и отрицательных выборов определяется социометрический статус ребёнка.

Критерии оценки:

  • Звезда – большой отрыв в положительных выборах;
  • Лидеры – те дети, которым сверстники отдали наибольшее количество положительных выборов;
  • Предпочитаемые – дети, которым сверстники отдали чуть меньшее количество выборов, чем лидерам, но при этом достаточное количество детей хотят с ними играть (дружить);
  • Принятые – имеют 2 – 3 положительных выбора;
  • Условно принятые – имеют 1 положительный выбор;
  • Принятые конфликтно – дети, которые имеют 2 – 3 положительных выбора и столько же отрицательных;
  • Изолированные – нет выборов;
  • Отвергнутые – имеют только отрицательные выборы (с которыми никто не хочет дружить).

Последние 4 критерия относят к низкому социометрическому статусу.

Также, для выявления причин конфликтных ситуаций между детьми проводится наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Если наблюдается нарушение общения ребёнка со сверстниками, то можно отметить, что ребёнок:

  • замкнут;
  • часто ссориться со сверстниками;
  • обижает детей;
  • не умеет общаться, часто бывает груб;
  • мало общается со сверстниками.

Необходимые условия, при которых конфликты у ребенка со сверстниками будут разрешаться, а их количество уменьшаться

1. Ребёнок должен быть адаптирован в детском саду или школе. Он должен с удовольствием посещать детский сад или школу.

2. Отсутствие конфликтов в семье и наличие адекватного воспитания.

3. Создание оптимальной социально – психологической сферы общения (дошкольники – 8 – 12 человек, школьники – 12 – 15 человек), при большем количестве детей происходит разбивка детей на подгруппы, появляются враждующие лагеря.

4. Отсутствие авторитарного или попустительского стиля руководства со стороны педагога.

5. Проведение специальных занятий и игр по коррекции конфликтных отношений между детьми.

Формула бесконфликтного общения:

1. Выразить свое личное ощущение по поводу того, что произошло («Я очень огорчена, что ты не поздоровался с ребятами»).

2. Обозначить причину, по которой вы огорчены («Наверное, я очень плохая мама, я плохо воспитала сына – он даже не умеет говорить «Здравствуйте»).

3. Предложить выход («Я предлагаю напоминать друг другу, если кто-то забывает поздороваться»), можно придумать какой – либо жест – например, поднятые вверх 5 пальцев.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608