Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Военно-патриотическое воспитание на учебных занятиях
15 минут 2343 562

Военно-патриотическое воспитание на учебных занятиях

Mayorova foto copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Майорову Валентину Ивановну, преподавателя ГБПОУ «ЖНТ» г. Жирновск Волгоградской области. Сегодня Валентина Ивановна предлагает вашему вниманию статью на тему «Военно-патриотическое воспитание на учебных занятиях». Статья будет интересна преподавателям СОШ и СПО.

Краткий комментарий к статье от Валентины Ивановны:

«Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках литературы позволяет влиять на формирование личности студента, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов».

Познавательного чтения…


Военно-патриотическое воспитание на учебных занятиях

Федеральной целевой программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" предусматривается система мероприятий, направленная на утверждение в обществе, в сознании граждан патриотических ценностей, уважения к старшим, к историческому и культурному прошлому России, повышение престижа воинской службы и защиты Отечества. Среди программных мероприятий - издание литературы, демонстрация кино- и видеофильмов, организация экскурсий по родному краю, привлечение учащихся к познанию его истории, героического прошлого и ряд других мероприятий.

Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.

Для решения поставленных задач в распоряжении учителя литературы есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. "Я не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи". Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями.

Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках литературы позволяет влиять на формирование личности студента, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов.

Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание:

- формировать у детей любовь и преданность Родине;

- развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

- воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

- формировать готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

- развивать настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Для изучения произведений на уроках русского языка и литературы на первый план предлагаю такие произведения, которые направлены на военно-патриотическое воспитание учащихся, понятия таких терминов, как гражданственность, честь и достоинство; справедливости, взаимовыручки, дружбы.

Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений:

  • “Л Н Толстой «Война и мир»”,
  • М А Шолохов « Судьба человека»
  • Литература периода Великой Отечественной,
  • С А Есенин Лирика
  • А Блок Лирика Стихи о России и других произведениях.

В этих произведениях исторического прошлого и пытаюсь реализовать поставленные мною задачи о военно-патриотическом воспитании.

На первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России;

- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,

- формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

Предлагаю такие формы работы, как

- лекции,

– показ кинофильмов,

- заочные военно-патриотические экспедиции, позволяющие лично “прикоснуться” к истории.

Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, и о дальнейшем выборе такой профессии. как защитник Отечества.

Входная диагностика на уроках литературы показала, что - содержание таких понятий, как “патриот”, защитник, “Отечество” детям не знакомо,

- не ощущали потребности в отборе художественных произведений о ВОВ для формирования своего эстетического вкуса,

- проявляли нетерпимость к людям старшего поколения, ветеранам, категорически отрицая их точку зрения,

- не принимали активной позиции о почётном праве юношей служить в рядах российской армии,

- не являлись гражданами своей страны.

Теперь наметилась положительная динамика. Она выразилась в том, что:

- ребята получили прочные знания о военно-патриотическом воспитании и научились анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. способные самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературе о ВОВ,

- учащиеся стали понимать то, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной,

-студенты научились видеть проблемы в военно-патриотическом воспитании, выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы, проверять, насколько он решил проблему.

Таким образом, в отличие от традиционных приёмов преподавания литературы моя работа позволяет решить основные задачи осмысления сущности патриотизма, осмысления национального самосознания , дать фундаментальный минимум и научить учиться и мыслить.

Патриотизм является глубокой традицией отечественной науки, патриотизм рассматривается как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства; проблема патриотизма почти всегда находилась под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности его конструктивной и более основательной разработки, умаляли многие его существенные извращения, дискредитации этой идеи. 

Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания. Однако это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав группы, и особенности текущего учебного материала. Каждый урок имеет определенные цели, задачи, единые требования. Кроме того, при построении урока считаю целесообразным использование принципа "кольцевой композиции": к целям и задачам, поставленным в начале урока, необходимо вернуться в конце урока, делая выводы и подводя итоги изученного ,установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;

Я стараюсь сделать так, чтобы студенты научились, сталкиваясь с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по достижению общих целей, могли критически рассматривать различные точки зрения и факты, оценивать ситуацию, принимать решения в спорных вопросах и отстаивать их.

Поэтому нельзя недооценивать развитие познавательно-оценочных умений обучающихся. Предметы гуманитарного цикла формируют обобщенный подход к восприятию явлений и событий окружающего мира, вооружают методами познания, учат оценке жизненных явлений. На своих уроках я широко использую межпредметные связи. Изучение произведений искусства на занятиях по литературе, изобразительному искусству, музыке и истории составляет одну из важнейших линий межпредметных связей. Но задача заключается в создании единой системы формирования мировоззрения обучающихся на этих уроках.

Например, знания по истории применяются для оценки особенностей мировоззрения и творчества писателей. На уроках литературы я стараюсь активизировать процесс познания учениками исторических фактов и закономерностей. Так, при изучении творчества Н.А. Некрасова встречаются с образами, воссоздающими облик революционера 60-70-х годов ХIХ в. В стихах Некрасова - и непосредственные художественные портреты Белинского, Добролюбова, Чернышевского, и образ, обобщающий тип революционера, - Гриша Добросклонов в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Изучая А.С. Пушкина, студенты вспоминают историю, говорят о восстании Пугачева, о войне 1812 г. и декабристах, так как мотивы этих событий занимают значительное место в творчестве поэта. Среди методических приемов, используемых в целях формирования познавательно-оценочных умений учащихся с помощью межпредметных связей, на уроках литературы целесообразно использовать предварительное повторение основных исторических фактов, подготовку докладов, требующих выражения оценочных суждений, проявления собственной нравственно-эстетической позиции.

При работе с докладами на тему "Значение творчества А.С. Пушкина" рассуждаю о том, что творчество поэта нашло отражение и в музыке.

Я стараюсь работать так, чтобы каждый урок стал урок человековедения, уроком нравственности. Сейчас совершенно потеряны так понятия в жизни, как патриотизм, гражданственность, гуманизм. На приме ре творчества таких писателей и поэтов и их произведений, как Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов, Есенин, Блок, мы со студентами рассматриваем такие вопросы, как нравственное совершенствование личности, любовь родине, гражданский долг и честь, справедливость и другие.

В своей работе стараюсь всеми средствами литературы повлиять на формирование мировоззрения, нравственных идеалов, эстетических вкусов учащихся, способствовать формированию активной жизненной позиции; воспитать читателя литературно образованного, способного самостоятельно дать верную оценку художественному произведению, постоянно повышать свои знания, восприимчивость и усваивать накопленные человечеством< духовные богатства, добиваться, чтобы процесс этот продолжался и по окончании техникума.

Нравственные идеи изучаемых произведений, я думаю, должны стать личностно значимы для студентов.

Возраст моих воспитанников характеризуется жадным поиском ответа на вопросы: как жить, каким быть, как найти счастье в жизни? И учитывая это, я стараюсь строить уроки так, чтобы изучаемые произведения не анализировались как замкнутый в себе искусственный мир, в отвлечении от жизни. Постоянно создаю «живые» ассоциации литературы и действительности. Таким примером может служить урок по изучению «Севастопольских рассказов» Толстого.

Рассматривая войну, как «противное человеческому состоянию» явление, выделяю такие проблемы, как истинный и ложный героизм, сближение с народом, основы подлинной дружбы и значение искренних семейных отношений, вера в значение труда, ответственность за свои дела и поступки. Многие из этих проблем встают и перед нашей молодёжью.

В связи с изучением этой темы урока ищем аналогию происходящего в современной жизни. Веду откровенный разговор о Чеченской войне, сравниваю её с другими кавказскими войнами. Связывая прошлое с настоящим, учась у писателя, обращаю внимание студентов к большим категориям, учу видеть авторский взгляд на мир и назначение человека в нём. Постоянно акцентирую внимание на гражданской позиции автора. Нравственные оценки героев произведений влияют на самоопределение студентов, которые в конкретном художественном тексте получают ответы на вечные вопросы: что есть добро и зло, долг и достоинство.

Так, например, при изучении творчества А.П. Чехова рассматриваю вопросы, связанные с формированием личности писателя. Обращаю внимание на то, какое значение в жизни Антона Павловича сыграл труд, самовоспитание, самообразование. Как свои нравственные убеждения переносит Чехов в свои произведения. На примере героев рассказа «Ионыч» раскрываю тему деградации личности: как по мере роста материального благосостояния, падают и умирают нравственные идеалы Ионыча. Решаем такие вопросы, как: кто виноват в этом? Использую такую форму проведения урока, как «Суд над Ионычем».

При изучении творчества A.M. Горького, поднимаю такие нравственные проблемы, как проблема правды и лжи, истинного и ложного гуманизма; спор о правде жизни.

В свете нового прочтения литературы 20 века на уроках литературы ведётся беседа о новых страницах нашей истории, связанных с литературой Русского Зарубежья, запрещенной литературой . Большое впечатления производят на студентов имена таких поэтов, как Гумилёв, Ахматова Цветаева, Есенин. Их гражданская позиция, их личные судьбы, патриотизм их творчества. Особой темой разговора на уроках является патриотическая тема. В нашей жизни понятия и чувства патриотизма считаются немодными, молодые люди порою даже и не представляют, что это такое. Чувство любви к родине , родному краю, родной природе прививается на уроках, посвящённых творчеству Тургенева, Есенина, Тютчева, Блока и других писателей и поэтов XIX - XX веков.

Эту воспитательную задачу я продолжаю во внеклассной работе. Много разработано и проведено классных часов на тему: «Поклонимся великим тем годам», «Город родной», классные часы, посвященные юбилеям русских писателей и другие.

Воспитание дружбы, взаимоуважения, коллективизма - это тоже вопросы, которым уделяю не последнюю роль в воспитательной работе с группами. В силу своего возраста дети ещё не всегда понимают моих требований, но повзрослев, с благодарностью приходят в техникум, пишут письма, ищут встречи. Уроки литературы, внеклассные мероприятия по предмету становятся настоящими уроками жизни.

На формирование познавательно-оценочных умений направлены и проблемные вопросы, познавательные задачи межпредметного содержания. В обучении литературе такие задачи ведут обучающихся от активного восприятия и заинтересованного изучения художественного произведения к углублению в сущность связей между исторической эпохой и личностью автора, художественными образами его героев, к формированию творческих и оценочных умений.

В решении таких задач по нравственному воспитанию заложено личностное отношение к произведению, к писателю. Это не требует от обучающихся строгой последовательности и однозначности действий, а включает элементы поиска и творчества.

Сейчас мы с ребятами продолжаем работу над долгосрочным образовательным исследовательским проектом: собираем материал о поэтах и писателях, составивших славу не только русской литературы, но и русской армии. Майор Фет, капитан Куприн, полковник Глинка, фейерверкер Лев Толстой., Георгиевский Кавалер Н Гумилев.. По-новому начинают звучать знакомые имена офицерского корпуса, будут достойны гордого звания Человек. Я всеми силами стремлюсь донести до своих ребят, что, несмотря на несовершенство окружающего их мира, надо верить в Добро, Любовь и Справедливость. Уроки литературы - уроки нравственности. Вместе со своими учениками я иду дорогой познания Истины. Это мое жизненное кредо. Нельзя останавливаться на достигнутом. Точно знаю, чтобы быть хорошим учителем, чтобы быть полезной своим воспитанникам , необходимо идти в ногу с веком.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608