Дорогие друзья, мы рады представить вам Майорову Валентину Ивановну, преподавателя ГБПОУ «ЖНТ» г. Жирновск Волгоградской области. Сегодня Валентина Ивановна предлагает вашему вниманию статью на тему «Военно-патриотическое воспитание на учебных занятиях». Статья будет интересна преподавателям СОШ и СПО.
Краткий комментарий к статье от Валентины Ивановны:
«Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках литературы позволяет влиять на формирование личности студента, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов».
Познавательного чтения…
Военно-патриотическое воспитание на учебных занятиях
Федеральной целевой программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" предусматривается система мероприятий, направленная на утверждение в обществе, в сознании граждан патриотических ценностей, уважения к старшим, к историческому и культурному прошлому России, повышение престижа воинской службы и защиты Отечества. Среди программных мероприятий - издание литературы, демонстрация кино- и видеофильмов, организация экскурсий по родному краю, привлечение учащихся к познанию его истории, героического прошлого и ряд других мероприятий.
Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.
Для решения поставленных задач в распоряжении учителя литературы есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. "Я не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи". Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями.
Воспитание патриотизма, гражданственности и национального самосознания на уроках литературы позволяет влиять на формирование личности студента, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов.
Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание:
- формировать у детей любовь и преданность Родине;
- развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
- воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
- формировать готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;
- развивать настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
Для изучения произведений на уроках русского языка и литературы на первый план предлагаю такие произведения, которые направлены на военно-патриотическое воспитание учащихся, понятия таких терминов, как гражданственность, честь и достоинство; справедливости, взаимовыручки, дружбы.
Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений:
- “Л Н Толстой «Война и мир»”,
- М А Шолохов « Судьба человека»
- Литература периода Великой Отечественной,
- С А Есенин Лирика
- А Блок Лирика Стихи о России и других произведениях.
В этих произведениях исторического прошлого и пытаюсь реализовать поставленные мною задачи о военно-патриотическом воспитании.
На первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России;
- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,
- формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.
Предлагаю такие формы работы, как
- лекции,
– показ кинофильмов,
- заочные военно-патриотические экспедиции, позволяющие лично “прикоснуться” к истории.
Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, и о дальнейшем выборе такой профессии. как защитник Отечества.
Входная диагностика на уроках литературы показала, что - содержание таких понятий, как “патриот”, защитник, “Отечество” детям не знакомо,
- не ощущали потребности в отборе художественных произведений о ВОВ для формирования своего эстетического вкуса,
- проявляли нетерпимость к людям старшего поколения, ветеранам, категорически отрицая их точку зрения,
- не принимали активной позиции о почётном праве юношей служить в рядах российской армии,
- не являлись гражданами своей страны.
Теперь наметилась положительная динамика. Она выразилась в том, что:
- ребята получили прочные знания о военно-патриотическом воспитании и научились анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. способные самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературе о ВОВ,
- учащиеся стали понимать то, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной,
-студенты научились видеть проблемы в военно-патриотическом воспитании, выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы, проверять, насколько он решил проблему.
Таким образом, в отличие от традиционных приёмов преподавания литературы моя работа позволяет решить основные задачи осмысления сущности патриотизма, осмысления национального самосознания , дать фундаментальный минимум и научить учиться и мыслить.
Патриотизм является глубокой традицией отечественной науки, патриотизм рассматривается как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства; проблема патриотизма почти всегда находилась под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности его конструктивной и более основательной разработки, умаляли многие его существенные извращения, дискредитации этой идеи.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания. Однако это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав группы, и особенности текущего учебного материала. Каждый урок имеет определенные цели, задачи, единые требования. Кроме того, при построении урока считаю целесообразным использование принципа "кольцевой композиции": к целям и задачам, поставленным в начале урока, необходимо вернуться в конце урока, делая выводы и подводя итоги изученного ,установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
Я стараюсь сделать так, чтобы студенты научились, сталкиваясь с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по достижению общих целей, могли критически рассматривать различные точки зрения и факты, оценивать ситуацию, принимать решения в спорных вопросах и отстаивать их.
Поэтому нельзя недооценивать развитие познавательно-оценочных умений обучающихся. Предметы гуманитарного цикла формируют обобщенный подход к восприятию явлений и событий окружающего мира, вооружают методами познания, учат оценке жизненных явлений. На своих уроках я широко использую межпредметные связи. Изучение произведений искусства на занятиях по литературе, изобразительному искусству, музыке и истории составляет одну из важнейших линий межпредметных связей. Но задача заключается в создании единой системы формирования мировоззрения обучающихся на этих уроках.
Например, знания по истории применяются для оценки особенностей мировоззрения и творчества писателей. На уроках литературы я стараюсь активизировать процесс познания учениками исторических фактов и закономерностей. Так, при изучении творчества Н.А. Некрасова встречаются с образами, воссоздающими облик революционера 60-70-х годов ХIХ в. В стихах Некрасова - и непосредственные художественные портреты Белинского, Добролюбова, Чернышевского, и образ, обобщающий тип революционера, - Гриша Добросклонов в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
Изучая А.С. Пушкина, студенты вспоминают историю, говорят о восстании Пугачева, о войне 1812 г. и декабристах, так как мотивы этих событий занимают значительное место в творчестве поэта. Среди методических приемов, используемых в целях формирования познавательно-оценочных умений учащихся с помощью межпредметных связей, на уроках литературы целесообразно использовать предварительное повторение основных исторических фактов, подготовку докладов, требующих выражения оценочных суждений, проявления собственной нравственно-эстетической позиции.
При работе с докладами на тему "Значение творчества А.С. Пушкина" рассуждаю о том, что творчество поэта нашло отражение и в музыке.
Я стараюсь работать так, чтобы каждый урок стал урок человековедения, уроком нравственности. Сейчас совершенно потеряны так понятия в жизни, как патриотизм, гражданственность, гуманизм. На приме ре творчества таких писателей и поэтов и их произведений, как Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов, Есенин, Блок, мы со студентами рассматриваем такие вопросы, как нравственное совершенствование личности, любовь родине, гражданский долг и честь, справедливость и другие.
В своей работе стараюсь всеми средствами литературы повлиять на формирование мировоззрения, нравственных идеалов, эстетических вкусов учащихся, способствовать формированию активной жизненной позиции; воспитать читателя литературно образованного, способного самостоятельно дать верную оценку художественному произведению, постоянно повышать свои знания, восприимчивость и усваивать накопленные человечеством< духовные богатства, добиваться, чтобы процесс этот продолжался и по окончании техникума.
Нравственные идеи изучаемых произведений, я думаю, должны стать личностно значимы для студентов.
Возраст моих воспитанников характеризуется жадным поиском ответа на вопросы: как жить, каким быть, как найти счастье в жизни? И учитывая это, я стараюсь строить уроки так, чтобы изучаемые произведения не анализировались как замкнутый в себе искусственный мир, в отвлечении от жизни. Постоянно создаю «живые» ассоциации литературы и действительности. Таким примером может служить урок по изучению «Севастопольских рассказов» Толстого.
Рассматривая войну, как «противное человеческому состоянию» явление, выделяю такие проблемы, как истинный и ложный героизм, сближение с народом, основы подлинной дружбы и значение искренних семейных отношений, вера в значение труда, ответственность за свои дела и поступки. Многие из этих проблем встают и перед нашей молодёжью.
В связи с изучением этой темы урока ищем аналогию происходящего в современной жизни. Веду откровенный разговор о Чеченской войне, сравниваю её с другими кавказскими войнами. Связывая прошлое с настоящим, учась у писателя, обращаю внимание студентов к большим категориям, учу видеть авторский взгляд на мир и назначение человека в нём. Постоянно акцентирую внимание на гражданской позиции автора. Нравственные оценки героев произведений влияют на самоопределение студентов, которые в конкретном художественном тексте получают ответы на вечные вопросы: что есть добро и зло, долг и достоинство.
Так, например, при изучении творчества А.П. Чехова рассматриваю вопросы, связанные с формированием личности писателя. Обращаю внимание на то, какое значение в жизни Антона Павловича сыграл труд, самовоспитание, самообразование. Как свои нравственные убеждения переносит Чехов в свои произведения. На примере героев рассказа «Ионыч» раскрываю тему деградации личности: как по мере роста материального благосостояния, падают и умирают нравственные идеалы Ионыча. Решаем такие вопросы, как: кто виноват в этом? Использую такую форму проведения урока, как «Суд над Ионычем».
При изучении творчества A.M. Горького, поднимаю такие нравственные проблемы, как проблема правды и лжи, истинного и ложного гуманизма; спор о правде жизни.
В свете нового прочтения литературы 20 века на уроках литературы ведётся беседа о новых страницах нашей истории, связанных с литературой Русского Зарубежья, запрещенной литературой . Большое впечатления производят на студентов имена таких поэтов, как Гумилёв, Ахматова Цветаева, Есенин. Их гражданская позиция, их личные судьбы, патриотизм их творчества. Особой темой разговора на уроках является патриотическая тема. В нашей жизни понятия и чувства патриотизма считаются немодными, молодые люди порою даже и не представляют, что это такое. Чувство любви к родине , родному краю, родной природе прививается на уроках, посвящённых творчеству Тургенева, Есенина, Тютчева, Блока и других писателей и поэтов XIX - XX веков.
Эту воспитательную задачу я продолжаю во внеклассной работе. Много разработано и проведено классных часов на тему: «Поклонимся великим тем годам», «Город родной», классные часы, посвященные юбилеям русских писателей и другие.
Воспитание дружбы, взаимоуважения, коллективизма - это тоже вопросы, которым уделяю не последнюю роль в воспитательной работе с группами. В силу своего возраста дети ещё не всегда понимают моих требований, но повзрослев, с благодарностью приходят в техникум, пишут письма, ищут встречи. Уроки литературы, внеклассные мероприятия по предмету становятся настоящими уроками жизни.
На формирование познавательно-оценочных умений направлены и проблемные вопросы, познавательные задачи межпредметного содержания. В обучении литературе такие задачи ведут обучающихся от активного восприятия и заинтересованного изучения художественного произведения к углублению в сущность связей между исторической эпохой и личностью автора, художественными образами его героев, к формированию творческих и оценочных умений.
В решении таких задач по нравственному воспитанию заложено личностное отношение к произведению, к писателю. Это не требует от обучающихся строгой последовательности и однозначности действий, а включает элементы поиска и творчества.
Сейчас мы с ребятами продолжаем работу над долгосрочным образовательным исследовательским проектом: собираем материал о поэтах и писателях, составивших славу не только русской литературы, но и русской армии. Майор Фет, капитан Куприн, полковник Глинка, фейерверкер Лев Толстой., Георгиевский Кавалер Н Гумилев.. По-новому начинают звучать знакомые имена офицерского корпуса, будут достойны гордого звания Человек. Я всеми силами стремлюсь донести до своих ребят, что, несмотря на несовершенство окружающего их мира, надо верить в Добро, Любовь и Справедливость. Уроки литературы - уроки нравственности. Вместе со своими учениками я иду дорогой познания Истины. Это мое жизненное кредо. Нельзя останавливаться на достигнутом. Точно знаю, чтобы быть хорошим учителем, чтобы быть полезной своим воспитанникам , необходимо идти в ногу с веком.