Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Когда не ладится с русским языком
13 минут 3155 1034

Когда не ладится с русским языком

Kovaleva foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Ковалёву Ларису Ивановну, педагога МБОУ «Мокро-Орловская СОШ» с. Мокрая-Орловка Белгородской области. Сегодня Лариса Ивановна предлагает вашему вниманию статью на тему «Когда не ладится с русским языком». Статья будет интересна педагогам СОШ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Ларисы Ивановны:

«Статья о важности приобретения навыков правильной письменной и устной речи. Самообразование способствует углублению, расширению и более крепкому усвоению знаний. Основными средствами самообразования являются: самостоятельная проработка литературы, работа с компьютером, средства массовой информации, самообучение».

Полезного чтения…


Когда не ладится с русским языком

Наверное, я не ошибусь, сказав, что больше, чем любой другой школьный предмет, доставляет вам беспокойств русский язык. Как часто, подписывая дневник сына или дочери и выговаривая им за плохую отметку, стоящую в графе «русский язык», вы про себя думаете: «Что тут поделаешь? Ведь не исто­рия, которую можно выучить, не литература — русский. Как помочь беде?» С этим вопросом вы приходите в школу, к учителю. И зачастую он тоже разводит ру­ками и обычно говорит вам, что причина плохих отметок вашего ребенка не в недостатке его способностей, не в слабой памяти, даже не в незнании каких-то правил, а только в невнимательности. Припомните - вам, навер­ное, нередко приходилось слышать от учителя русского языка такую жалобу: «Ваш ребёнок всеё прекрасно зна­ет, но очень рассеян, и отсюда все его ошибки». Учи­тель не может здесь помочь ничем, а вот папа с мамой, даже если они работают и очень заняты, могут. И вре­мени для этого понадобится не так уж много.

Вот вы пришли вечером с работы. Наверное, прежде чем приняться за многочисленные домашние дела, вы обращаетесь к своему ребенку-школьнику с обычным вопросом: «Ну, как, уроки все сделал? Все получи­лось?»

И если ваш пятиклассник или даже восьмиклассник отве­чает вам, что всё в порядке, задачки получились, с отве­том сошлось, а по русскому было задано только малень­кое упражнение, не успокаивайтесь на этом, пожалуй­ста. Попросите достать тетрадку, учебник, дневник, про­читать вслух, какое упражнение задано, что именно в нём надо сделать, и сами внимательно проверьте написанное.

Какого рода ошибки делает ваш ученик? Если он неправильно выполнил упражнение по существу, т. е. вставил не те буквы вместо пропущенных или непра­вильно расставил знаки препинания, то это беда неболь­шая. Учитель еще раз объяснит ему непонятое прави­ло, и оно рано или поздно будет усвоено.

А вот если ребенок просто не дописал слово, пропу­стил в нём букву или списал его с ошибкой, то, значит, он был рассеян, невнимателен, а это совсем не так без­обидно, как может показаться. Ничто не помогает в грамотном письме больше, чем зрительная память. И если ученик правильно списал слово, то в какой-то клеточке его мозга обязательно отпечатается образ это­го слова, и в будущем человек всегда будет писать это слово правильно, даже не вспоминая правила, автома­тически.

Что же делать, если вы обнаружили в тетради сына или дочери ошибку, допущенную при списывании, т. е. по невнимательности? Очень полезно предложить ребенку заново переписать всю работу. Это заставит его в будущем быть более внимательным и не допускать по­добных ошибок. Понятно, что такое распоряжение отца или матери может вызвать у ребенка протест, раздраже­ние. Поэтому, как бы мал ни был ваш ученик, обяза­тельно объясните ему, почему так важно выполнить ра­боту повторно. Расскажите ему, что и вам на вашей работе приходится нередко переделывать то, в чём вы допустили ошибку, расскажите, к каким серьёзным по­следствиям может привести порой одна перепутанная буква, цифра в чертеже, военном приказе, рецепте вра­ча. Попытайтесь убедить школьника в справедливости ваших требований.

Очень хорошо приучить ребенка к тому, чтобы при списывании он проговаривал вслух каждый слог. Это не только сделает маловероятной ошибку, но и подключит помощь зрительной памяти слуховую.

Но вот вы убедились в том, что все списано правиль­но, ошибок нет. Теперь попросите ребёнка вспомнить, не было ли предложено, выполняя упражнение, что-ни­будь подчеркнуть или надписать. Если всё это тоже сде­лано, пусть ученик объяснит те правила, которыми он воспользовался в этом упражнении. Естественно, иногда ребёнок называет правило, а вы забыли его и не уверены в том, что это именно то правило, которое нужно. Всё равно такая работа принесёт вашему ребенку поль­зу. Он подготовится к уроку, закрепит то, что знает, над чем-то задумается, да и просто поупражняется лишний раз в связной речи. Если в каком-то случае ни вы, ни ваш мальчик или девочка не сможете объяснить, почему вставлена именно эта буква, постарайтесь вместе с ре­бёнком отыскать в учебнике правило. Не удастся - обя­зательно посоветуйте сыну или дочери, чтобы они в са­мом начале урока задали вопрос учителю, не ожидая вызова к доске.

Теперь представьте себе, что ваш ребенок безупреч­но выполняет домашние упражнения, пишет очень вни­мательно, когда приходится просто списывать, а вот диктанты пишет неважно. И в этом случае вы можете ему помочь. То же самое упражнение, которое задано на дом для списывания, очень хорошо было бы продикто­вать так, чтобы ученик, выполняя упражнение под дик­товку, одновременно объяснял правописание всех труд­ных слов. Причём надо, конечно, чтобы он делал это до записи, а не после, иначе придётся потом исправлять написанное, и работа будет выглядеть небрежно.

Если вы будете проводить такие домашние диктанты систематически, скажем, в течение года, у вашего ре­бенка, конечно, создастся навык писания под диктовку. Иногда у вас нет возможности диктовать самим. Это могут сделать старшие брат или сестра школьника или даже его товарищи. А ученику не придётся тратить лишнего времени: ведь ему диктуют заданное на дом упражнение, над которым он всё равно должен был бы работать.

Точно так же одновременно можно «убить двух зайцев», когда ребёнок привыкает письменно выполнять то, что задано выучить наизусть, будь то стихи или проза. Пусть он закроет книжку и на любом листке бумаги, но акку­ратно, очень внимательно напишет наизусть то, что вы­учил. Если это стихотворение, то надо обязательно рас­полагать строчки именно так, как это сделано поэтом. Проделав такую не очень трудоёмкую работу, ребенок и лучше запомнит текст, и одновременно поупражняется в грамотном письме. А у вас будет возможность прове­рить уже совершенно наверняка, правильно ли написа­ны слова и расставлены знаки препинания.

Но особенно важной может оказаться помощь роди­телей, когда ученику предстоит писать так называемый разученный диктант. Вы, наверное, слышали о том, что иногда (а в последнее время это стали делать довольно часто) учитель заранее даёт прочитать детям текст, ко­торый какое-то время спустя будет им продиктован в классе.

Конечно, отметки за такой диктант ставят бо­лее строго, чем за обычный. Представляете себе, как хорошо справится с диктантом ваш ребенок, если он не­сколько раз напишет его дома под вашу диктовку? А опытные педагоги прекрасно знают, что слово, без­ошибочно написанное в диктанте, ученик запоминает на­долго.

Взрослые могут помочь ребенку подготовиться и к изложению. Вот, например, учитель предупредил детей, что на следующем уроке они будут писать изложе­ние по сказке Андерсена «Ромашка». Прочитать её надо дома. Так вот пусть ребёнок не только прочитает "сказ­ку, но и попробует дома написать изложение. Правда, тут вам будет труднее проверить, правильно ли написа­но изложение, особенно с точки зрения пунктуации. Зато такая работа научит ребенка пользоваться орфографи­ческим словарем. А это очень важно. На уроках детям, конечно, рассказывают о том, как устроен словарь, как надо отыскивать в нём нужное слово. Но пользоваться им практически в классе приходится не так уж часто. А вот дома обязательно надо приучить ребенка всегда, когда он сомневается в написании слова, обращаться к словарю. Можно только приветствовать, если в домаш­ней библиотеке, кроме орфографического словаря, ко­торый есть у каждого школьника, имеется словарь тол­ковый, а еще лучше — энциклопедический.

Эти словари окажутся особенно полезными тогда, когда вашим детям придётся готовить доклады, писать более или менее серьёзные сочинения. Кстати, что де­лать, если ребёнку задано на дом сочинение? Некоторые учителя даже не любят этого делать потому, что домаш­ние сочинения иногда свидетельствуют не столько о ли­тературных способностях ученика, сколько о бойкости пера кого-нибудь из его близких родственников. Ну, я думаю, что о нравственном уроне, который наносит та­кой способ сочинительства, можно даже не говорить. Учитель, разумеется, тут же замечает, что классные сочинения несравненно хуже домашних. Начинаются ра­зоблачения. А это процесс всегда очень болезненный.

Но всё это вовсе не значит, что родители не могут принять никакого участия в работе ученика над домаш­ним сочинением.

Первая ступенька этого участия - простой интерес к тому, что задано, какие темы предложены, есть ли у юного автора какие-то замыслы и планы. Иногда уче­нику предлагают в качестве домашнего сочинения ка­кое-то описание: например, осеннего дня или какого-ни­будь достопримечательного места окрестностей или да­же просто комнаты, в которой вы живёте. Вот тут-то и понадобится ваша помощь.

Отправляйтесь с сынишкой в осенний парк или лес, разыщите с ним вместе интересный уголок и старайтесь устроить своеобразное соревнование: кто лучше расска­жет обо всем увиденном — папа с мамой или сын?

Возвратились вы с «этюдов» домой, отдохнули, и ваш ребёнок уселся за работу: составляет план будущего сочинения. Ни в коем случае не отказывайте ему в со­вете и в то же время не будьте назойливы.

Такие выра­жения, как «по-моему», «мне кажется», «я думаю», бу­дут, пожалуй, самыми уместными.

Когда написан черновик, его обязательно надо обсу­дить. Если вы видите, что какие-то слова выбраны не­удачно, какие-то фразы построены не совсем правильно, посоветуйте заменить их, но опять-таки постарайтесь быть предельно тактичными, не забывайте об авторском самолюбии: оно присуще любому возрасту, особенно старшим школьникам.

Я знаю семью, в которой каждое домашнее сочине­ние становится событием в самом хорошем смысле сло­ва.

Мальчик читает свою работу вечером, когда соби­рается вся семья. И обсуждают её очень серьёзно мама, папа, бабушка, старшая сестра.

Этот юноша уже в скором времени закончит школу, его будущее скорее всего не литература, а математика, но его сочинения читать всегда интересно, потому что он с детства привык относиться к ним как к самому настоящему творчеству. В творчестве главную роль играет не факт, а впечатление, не суждение, а раздумье, не однозначность, а ассоциации.

Литература

Из опыта работы беседы педагогов, психологов, врачей:

1. И. Я. Линкова «Книжки у вас в доме» - М., «Просвещение», 1990;

2. И. Г. Овчинникова «Устные и письменные уроки» - М., «Просвещение», 2000;

3. А. В. Петровский «Память и её развитие» - М., «Просвещение», 1995;

4. Ю.В. Идашкин «Для сегодняшних и будущих успехов» - М., «Просвещение»,1990;

5. Ю. В. Янотовская «Миры огромные, сложные, разные» - М., 1980;

6. И. Н. Баженова «Педагогический поиск» – М., 1987.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608