Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Здоровьесберегающее образование, как общенациональные ценности. Здоровье - это жизнь!
11 минут 2765 681

Здоровьесберегающее образование, как общенациональные ценности. Здоровье - это жизнь!

Kreneva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Креневой Верой Павловной, педагогом МБОУ «Мокро-Орловская СОШ» с. Мокрая-Орловка Белгородской области. Сегодня Вера Павловна в своей статье расскажет о здоровьесберегающем образовании. Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям.

Краткий комментарий к статье от Веры Павловны:

«Здоровье является основным фактором успешного личностного развития, что определяет актуальность разработки системы здоровьесберегающих технологий, позволяющих организовать процесс деятельности образовательного учреждения, в том числе его неотъемлемой части – организации здорового питания – с учетом сохранения и укрепления здоровья детей».

Познавательного чтения…


Здоровьесберегающее образование, как общенациональные ценности. Здоровье - это жизнь!

«Здоровье не все, но без здоровья – ничто» - писал Сократ. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека.

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения.

В настоящее время в России как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья каждого ребенка.

В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей формировались устойчивые негативные тенденции – увеличение распространенности факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности. Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков активизировала деятельность Министерства, региональных и муниципальных органов управления образования, направленную на поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса. Сегодня пропагандируется школа, которая будет содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно образованном оздоровительно – образовательном процессе с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение. Школа со здоровьесберегающей средой – это такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно-меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой есть методики обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья.

Здоровье является основным фактором успешного личностного развития, что определяет актуальность разработки системы  здоровьесберегающих технологий, позволяющих организовать процесс деятельности образовательного учреждения, в том числе его неотъемлемой части – организации здорового питания – с учетом сохранения и укрепления здоровья детей. С позиций системного подхода здоровье понимается, с одной стороны, как значимый структурный  элемент личности, с другой стороны, как многомерное динамическое состояние,  взаимосвязанная совокупность трёх составляющих – физического, психического и социального здоровья. Отклонения в одном из составляющих здоровья непременно сказывается на другой, что приводит к снижению рецистентности организма к воздействию патогенных факторов, нарушает взаимодействие человека с окружающей средой и препятствует осуществлению его биологических и социальных функций.

Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная деятельность образовательного учреждения как комплексная системная работа по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении возможно через здоровьесберегающее образование. Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обуче­ния, воспитания и развития здоровья ребенка, направленный на форми­рование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровье сберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человек образующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровье сберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающее обучение - это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья чело­века, овладение умениями, направленными на сохранение и совершен­ствование личного здоровья, оценку формирующих его факторов; ус­воение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, ос­воение методов и средств пропаганды ЗОЖ.

Здоровьесберегающее обучение:

Направлено на– обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на– природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Здоровьесберегающее воспитание - это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ, являющих­ся неотъемлемой частью жизненно важных ценностей и общекультур­ного мировоззрения.

Знания о здоровье - совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и пред­ставляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки в области здоровья человека.

Основной целью здоровьесберегающего образования является со­хранение и укрепление здоровья детей, через обучение и воспитание.Здоровье школьника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Поэтому так необходимо в каждой школе создать своё здоровьесберегающее пространство, отвечающее образовательным программам.

Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. В то же время дошкольному и школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся, воспитанников имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реаги­ровать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.

Целенаправленная профилактика вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом, складывается из программ, реализуемых медиками школы на основе результатов проведенной диагностики, администрацией школы (замена парт, досок и другого учебного оборудования на более современные, правильная организация перемен и внеурочной работы учащихся, подготовка учителей по этим вопросам здоровья), каждым учителем на своих уроках. Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.

Вопросы обучения здоровью выделяют в отдельную область – педагогику здоровья. Здесь это важнейшее направление работы школы рассматривает в рамках здоровьесберегающей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий, включения специального предмета (валеология, культура здоровья и др.) в расписание уроков во всех классах и логически переходит в другие последовательные шаги, направленные на формирование здоровьесберегающего пространства школы.

Решить проблему сохранения и укрепления здоровья только с помощью медицины невозможно. Здоровье человека, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 70-80% определяется собственным отношением человека к нему, а также желанием и возможностью влиять на факторы, способные его улучшить. Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья - основной фактор его ухудшения. Здоровье, являясь ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому охрана здоровья нации уже не является прерогативой только системы здравоохранения. Большая роль в этом вопросе отводится образованию, общественным организациям, средствам массовой информации. Экономически более выгодно создавать условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, воспитывать потребность в здоровом образе жизни, чем лечить и содержать больного.

Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. — М, 2004.
  2. Кучма В.Р. Школа — друг? Не всегда // Медицинская газета. — 2005. .
  3. Никитина Л.А., Родителям XXI века: — М.: Знание, 2003.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607