Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Специфика секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы
64 минуты 5378 1721

Специфика секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы

Nepomnyashiy fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Непомнящего Сергея Викторовича, педагога МБОУ СОШ п. Горин Хабаровского края. Сегодня Сергей Викторович познакомит вас со спецификой секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы. Статья будет интересна педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Сергея Викторовича:

«Объект данной работы – учебно-тренировочный процесс по футболу у учащихся среднего школьного возраста в ходе секционной работы. Предмет данной работы – изучение специфики секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы в аспекте развития выносливости у футболистов 12-14 лет с использованием специальных средств и методов, интегрированных с технической подготовкой».

Интересного чтения…


Специфика секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные игры во всем своем многообразии являются самым массовым и популярным средством физического воспитания [26;40;49;52]. Одной из самых востребованных командных спортивных игр, в частности для мальчиков и юношей является игра в футбол [1;5;29;40]. Следует отметить, что этим видом спорта в России занимается более 3 миллиона человек [17;26;51]. Также футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания у учащихся в условиях общеобразовательных школ [24;28;34].

Тренер или учитель физической культуры, ведущий секционные занятия по футболу должен обладать научным мышлением, уметь анализировать разнообразную информацию о средствах и методах спортивной тренировки [19;36;40]. Методика тренировки в футболе рассматривается в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области футбола. Большинство из них касаются вопросов тренировочно-соревновательной деятельности футболистов в условиях специализированных спортивных школ [4;23;34].

Тем не менее, практически отсутствуют разработки, связанные со спецификой учебно-тренировочных занятий у футболистов в условиях секционной работы на базе общеобразовательных школ.

В связи с вышеизложенными данными разработка комплексов упражнений, направленных на развитие выносливости в сочетании с формированием определенных двигательных умений и навыков - технических приемов (средства ведения игры) у школьников на секционных занятиях является актуальной и практически значимой проблемой.

Объект – учебно-тренировочный процесс по футболу у учащихся среднего школьного возраста в ходе секционной работы.

Предмет – изучение специфики секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы в аспекте развития выносливости у футболистов 12-14 лет с использованием специальных средств и методов, интегрированных с технической подготовкой.

Цель – совершенствование учебно-тренировочного процесса у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся в секции футбола.

Задачи:

  • Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
  • Составить комплексы упражнений круговой тренировки с акцентом на развитие выносливости в сочетании с действиями технической направленности.

Методы:

  • Анализ и обобщение литературных источников.
  • Педагогическое наблюдение.

Гипотеза – предполагается, что изучение специфики организации и проведения секционных занятий по футболу позволит составить комплексы упражнений с использованием кругового метода с акцентом на воздействие на показатели скоростной выносливости.

Теоретическая значимость работы заключается в дополнении материала в аспекте содержания (применение средств и методов) учебно-тренировочного процесса на секционных занятиях по футболу у учащихся среднего школьного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленные комплексы упражнений могут использовать учителя физической культуры в практике организации и проведения уроков по разделу «Футбол» и учебно-тренировочных секционных занятий по данному виду спорта.

Работа состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения, методических рекомендаций, приложений. Библиографический список состоит из 52 источников.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Специфика организации и проведения учебно-тренировочных занятий по футболу в условиях общеобразовательной школы

Обучение и тренировка юных футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности [16;27], заметных спортивных результатов и подготовку к общественно полезному труду [25; 40]. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый — начальное обучение (7—12 лет), второй — начальная спортивная тренировка (13—15 лет), третий — подготовка к высшим достижениям (16—18 лет). В условиях деятельности школьной секции полностью может осуществляться первый и второй этапы и частично третий.

На этапе начального обучения на секционных занятиях у школьников формируют умения правильно выполнять технические и тактические приемы игры, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения. В процессе начальной спортивной тренировки происходит расширение перечня изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие физических качеств с учетом специфических требований футбола. Значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость. На третьем этапе совершенствуется физическая подготовленность занимающихся: большое внимание уделяется развитию двигательных качеств, необходимых для овладения техническим мастерством и командной тактикой игры. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, дальнейшее углубление знаний и умений, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов [25; 35; 40]. Таким образом, в процессе многолетней подготовки юных футболистов в условиях секции, как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи согласно этапу подготовки. Следует отметить, что обучение и тренировка органически связаны между собой [13; 32].

Такая же тесная связь существует и между видами (сторонами) подготовки футболистов - физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением технике, между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Например, развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов [37; 41].         

Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение высоких результатов в работе с юными футболистами будет невозможным, если хотя бы один из видов подготовки находится на низком уровне и педагог не уделят любой из сторон подготовки достаточного внимания. Учитывая это, в процессе спортивной подготовки необходимо интегрировать у школьников на секционных занятиях по футболу различные стороны подготовки. Следует отметить, что на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов (сторон) подготовки будет преобладать над другими. Принимая это во внимание, необходимо в учебно-тренировочном процессе поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, вариативно использовать разнообразные средства и методы, а также их дозировку по мере роста физической и технико-тактической подготовленности школьников [23; 40; 42].

Главное средство обучения и тренировки юных футболистов -разнообразные по направленности физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные, К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в футбол, т.е. собственно соревновательные упражнения [40; 44]. Вспомогательные же упражнения делятся на две группы - общеподготовительные и специально подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления организма. Вторые предназначаются для достижения оптимального уровня развития необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными умениями и навыками. Также специально подготовительные упражнения разделяются на подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у занимающихся специальных физических способностей. Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложно координированных движений собственно соревновательных упражнений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение приема ведения мяча с обводкой фишек - это подводящее упражнение. Поэтому главная задача подводящих упражнений направлена на овладение структурой технических приемов или так называемых целостных двигательных действий [26; 45; 52].

Обучение и тренировка юных футболистов предполагает использование разнообразных методов выполнения физических упражнений, с помощью которых можно воздействовать не только на физические качества, но и воспитывать морально-волевые качества [3], а также обучать технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении юными футболистами специальных физкультурно-спортивных знаний, а также в процессе формирования двигательных навыков значительное место отводится словесным методам физического воспитания (объяснение, беседа, описание, инструктаж, команды, распоряжения, указания, лекция). Также педагоги используют и методы наглядности, в частности непосредственной (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным школьником) и опосредованной (применение плакатов, рисунков, схем, электронных презентаций, видео) [23].

При разучивании технических и тактических приемов основным методом является метод упражнения, т. е. повторное выполнение приемов и действий. Причем повторение может осуществляться с помощью целостного, расчлененного, соревновательного и игрового методов. Например, несложные технические приемы и тактические действия могут разучиваться в основном в целостном виде. При обучении сложным приемам применяется расчлененный метод. Он также эффективен при разучивании командных тактических действий. Особое место в учебно-тренировочной работе с юными футболистами должен занять игровой метод. Суть его в том, что совершенствование технико-тактических действий осуществляется в необычной, нестандартной, часто усложненной обстановке (подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения, учебные игры). Педагогу, ведущему учебно-тренировочные занятия по футболу необходимо регулярно применять соревновательный метод, заключающийся в том, что изучаемые технические приемы и тактические действия закрепляются и совершенствуются в условиях соревновательной борьбы [40; 44]. Одним из наиболее эффективных методов спортивной тренировки в футболе является круговой метод (метод круговой тренировки) [50].

Специфика организации и проведения учебно-тренировочных занятий по футболу основана на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации [17; 23]. Дидактические принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочной работы как бы дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обусловливать связь предыдущего материала с последующим и постепенный прогресс в занятиях. С другой стороны, активность занимающихся будет лишь тогда приносить результаты, когда она дополняется требованиями согласно принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достигнуть рациональной последовательности в обучении и постепенное наращивание физических нагрузок. Например, не учитывая принципы систематичности и постепенности, по существу немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала [17; 46].

Специфика организации и проведения учебно-тренировочных занятий по футболу основана на особенностях технической подготовки в данном виде спорта. Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели. Технические приемы – это средства ведения игры. От того, насколько качественно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависит достижение высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой является неотъемлемой частью всесторонней подготовки и гармонического развития футболистов [17].

В современном футболе технические приемы характеризуются целесообразной с точки зрения биомеханики системой движений, которая позволяет достаточно экономично использовать рабочие усилия для повышения быстроты неточности игровых действий. Быстрота и надежность, простота и эффективность - вот требования сегодняшнего дня к применению техники футбола [26].

Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности: общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощенных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема [2; 44].

Ознакомление с техническими приемами у учащихся на занятиях футболом может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими среди них являются объяснение и показ [6]. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основных опорных точках (ООП) техники [46]. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредоточивается на главном (т. е. положении стопы бьющей ноги, которая сильно развертывается носком наружу). Чтобы усилить эффективность объяснения, рекомендуется применять для школьников образность сравнений.

Порядок объяснения техники выполнения определенного движения может быть таким: сначала преподаватель показывает прием, затем акцентирует внимание на его сущности и в заключение раскрывает его тактические возможности. Показ может также осуществляться и одним из подготовленных школьников. В целях создания у занимающихся ясного, четкого представления о структуре изучаемого приема, последовательности и согласованности его элементов показ рекомендуется чередовать с объяснением. Общее ознакомление с приемом заканчивается его практическим выполнением [25; 46].

Разучивание технических приемов осуществляется с помощью целостного и расчлененного методов. Целостный метод будет ведущим при разучивании большинства приемов [7; 46]. При разучивании же таких сложных приемов, как удар ногой по мячу в падении через себя, удар головой по мячу в броске, ловля и отбивание мяча в падении и ряда других, не обойтись без применения расчлененного метода [43]. Это объясняется тем, что, не обладая необходимым двигательным опытом, начинающие футболисты не смогут справиться со сложным двигательным заданием. Использование в этом случае расчлененного метода поможет по мере овладения занимающимися основными элементами приема постепенно свести их в общую структуру движения и после этого перейти к его разучиванию уже в целостном виде.

К применению расчлененного метода необходимо прибегать и в тех случаях, когда занимающиеся, изучая прием в целостном виде, допускают грубые ошибки [23]. В этом случае следует правильно вычленить искажаемый элемент движения и упражняться над его правильным исполнением. Например, выполняя удар по мячу серединой подъема, юные футболисты часто допускают типичную ошибку, ставя опорную ногу не на одной линии с мячом, а ближе или дальше. Для исправления ошибки преподаватель может рекомендовать занимающимся имитировать удар с разбега, ставя опорную ногу на специально обозначенную на одной линии с мячом отметку.

Однако нередко искажение технических приемов школьниками связано с их недостаточной физической подготовленностью. В таких случаях перед преподавателем встает задача правильно подобрать и использовать при обучении необходимые подготовительные и подводящие упражнения, которые бы эффективно способствовали освоению изучаемого движения [8; 24; 34].

Изучение технических приемов в усложненной обстановке в первую очередь предполагает воспитание у занимающихся умений выполнять приемы в различных изменяющихся условиях, приближенных к игровой обстановке. Такой подход должен обеспечить формирование у юных футболистов вариативности двигательных навыков, совершенствование техники [17].

Усложнение выполнения технических приемов осуществляется в следующей последовательности: на месте, в движении при пассивном, а затем активном сопротивлении соперника, в подвижных играх, игровых упражнениях, учебных играх. При этом выполнение приемов
на месте не следует затягивать во времени, так как это в основном
подчинено одной цели – созданию у занимающихся первичного представления о структуре движения. После опробования приема на месте необходимо сразу же перейти к выполнению его в движении. В
целом же на этом этапе обучения не рекомендуется стремиться к достижению для всех занимающихся одинакового уровня овладения техникой игры [4; 17; 40].

Усилия юных футболистов в ходе организации и методического сопровождения секционных занятий следует сосредоточивать на отработке «своих» приемов, учитывая индивидуальные особенности строения тела [38], двигательную одаренность [17]. В процессе изучения технических приемов в усложненной обстановке у занимающихся одновременно формируются тактические умения. Причем отмечается такая зависимость: чем разнообразнее техническая подготовленность, тем большим тактическим потенциалом располагают юные футболисты [2; 40].

Особое внимание уделяется игре вратаря, которая за некоторым исключением отлична от технических приемов, применяемых полевыми игроками. Основная стойка, ловля мяча, отбивание мяча, вбрасывание и выбивание мяча, ведение мяча — вот перечень основных вратарских приемов. Практика показывает, что учить юных футболистов этому кругу вратарских приемов следует с самого раннего возраста. Но это не значит, что необходимо сразу же навязывать новичкам раннюю специализацию. На первом этапе обучения занимающиеся должны осваивать как приемы полевых игроков, так и технику игры вратаря. И лишь по истечении определенного времени, когда юные футболисты получат необходимую физическую подготовку и освоят основные технические приемы, можно начать специализированную подготовку с теми школьниками, кто, обладая необходимыми качествами, еще и проявит интерес к выполнению функций вратаря [17; 40].

Последовательность в освоении технических приемов юными футболистами такова: ознакомление с основной стойкой вратаря, ловля катящихся и низколетящих мячей, затем ловля полувысоких и высоких мячей стоя на месте и в прыжке и, наконец, ловля и отбивание сначала катящихся, а позднее летящих мячей в прыжке и падении. Вбрасыванию мяча рекомендуется учить параллельно с разучиванием техники ловли мяча.

Изучение юными футболистами ряда технических приемов игры вратаря связано с опасностью получения травм. В связи с этим необходимо предусмотреть наличие у занимающихся специального вратарского обмундирования. Удобная хорошо подогнанная форма избавляет от ссадин и ушибов при неожиданных столкновениях с соперником, предохраняет при падениях и бросках. Участвуя в соревнованиях, юные вратари должны обязательно выступать только в защитной одежде, которая включает стеганые трусы, наколенники, перчатки и налокотники [2; 40].

Когда игра развивается на подступах к воротам, вратарь должен быть в состоянии готовности к движению за мячом в любую сторону. Для этого он должен уметь соблюдать основную стойку: поставить ноги врозь, колени слегка согнуть, верхнюю часть туловища наклонить вперед, руки, согнутые в локтях, направить вперед ладонями вниз, взгляд устремить на мяч. В зависимости от направления атаки противоположной команды вратарю приходится то и дело менять место расположения в воротах, перемещаясь в сторону приставными или скрестными шагами. Чтобы легче было перемещать массу тела с одной ноги на другую, рекомендуется перемещаться небольшими шагами. Когда же атака отбита, вратарь выпрямляется и делает несколько расслабляющих   движений.

Ловля катящихся и низколетящих мячей осуществляется в стойке при параллельном расположении стоп (ноги почти сомкнуты). При приближении мяча вратарь быстро наклоняется вперед, чуть сгибает ноги в коленях и подхватывает мяч руками, опущенными вниз и обращенными к мячу ладонями. Затем туловище выпрямляется, и мяч прижимается к груди. Взгляд до этого момента устремлен на мяч. Если же мяч движется на расстоянии шага в стороне, вратарь одно временно с наклоном к мячу делает шаг ближайшей ногой и еще до касания мяча руками приставляет дальнюю ногу.

Примерные упражнения на разучивание приемов вратаря включают в себя ряд средств спортивной тренировки [2; 17; 40].

  • Занимающиеся из стойки ноги врозь выполняют наклоны туловища вперед, не сгибая коленей. То же, но из стойки ноги вместе.
  • Занимающиеся имитируют ловлю катящихся и низколетящих мячей стоя на месте.
  • Занимающийся принимает основную стойку вратаря и при приближении мяча, накатываемого партнером с 3—4 м, наклоняется, подхватывает мяч и, выпрямляясь, прижимает к груди.
  • Вратарь ловит катящиеся навстречу мячи, направляемые партнером внутренней стороной стопы с 5—6 м.
  • Игрок посылает низом мячи так, чтобы они шли чуть правее или левее от вратаря. Тот, сделав шаг в сторону, приставляет вторую ногу и ловит мяч.
  • Два игрока встают на расстоянии 18—20 м каждый со своим мячом.   Между ними занимает место третий. Те поочередно направляют мячи в сторону вратаря, который ловит их стоя на месте и делая движение в сторону. Овладев мячом, вратарь возвращает его тому же игроку, поворачивается кругом и ждет мяч от его партнера.
  • Несколько игроков, встав в 10—12 м от ворот, с разной силой поочередно направляют мячи низом в сторону ворот.   Вратарь ловит мячи, стоя на месте и в движении в сторону.

Ловля полувысоких мячей, т. е. летящих выше колена и ниже головы, осуществляется на месте и в прыжке. Вратарь сгибает колени и сближает ноги, подав вперед верхнюю часть туловища. При этом угол, образованный туловищем и бедрами, представляет как бы ложе для мяча. Руки, согнутые в локтях, выдвигаются вперед, ладонями к мячу. Мяч прокатывается последовательно по ладоням, предплечьям и прижимается к туловищу. Если вратарь находится в этот момент в положении шага, масса тела в целях уменьшения силы удара переносится на сзади стоящую ногу [17; 40].

Закрепление технических приемов осуществляется с помощью многократного выполнения упражнений в подвижных играх, игровых упражнениях, максимально приближенных к игре, в учебных и календарных играх, в которых каждый участник получает конкретные задания. В связи с этим на занятиях значительно больше внимания уделяется индивидуальной работе юных футболистов, направленной на совершенствование специфических приемов, необходимых для выполнения в игре конкретных игровых функций [40; 52].

Важной особенностью процесса проведения занятий по футболу у учащихся среднего школьного возраста является закрепление технических приемов в интеграции с процессом развития у занимающихся физических качеств. Например, многократное выполнение технического приема в относительно небольшой отрезок времени будет выступать наряду с совершенствованием техники и как средство развития физических качеств, многократное повторение удара головой в прыжке способствует также развитию взрывной силы ног.    

Таким образом, спецификаорганизации и проведения учебно-тренировочных занятий по футболу у учащихся основана на принципах физического воспитании и спортивной тренировки. Также одной из особенностей является направленность тренировочной деятельности, которая условно делится несколько этапов. Реализуются в рамках секционных занятий в условиях общеобразовательной школы первый этап - начальное обучение (7-12 лет) и второй - начальная спортивная тренировка (13-15 лет), третий — подготовка к высшим достижениям (16—18 лет). Следует отметить, что одной из сторон подготовки юных футболистов является многообразная техническая подготовка и ее взаимосвязь с развитием необходимых физических качеств.

1.2. Использование кругового метода на учебно-тренировочных занятиях по футболу

Метод круговой тренировки в настоящее время является популярным при организации и проведении учебно-тренировочных занятий по футболу у учащихся различного возраста. Это обусловлено тем, что данный метод позволяет решить ряд тренировочных задач. По мнению И.А. Гуревича (1980) «Круговая тренировка – организационно - методическая форма работы, которая предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений» [46; 50]. В частности, метод круговой тренировки, решает задачу повышения моторной плотности тренировочного занятия. Также облегчается педагогический контроль за выполнением упражнений занимающимися и индивидуализированное регулирование нагрузки [25; 50].

Круговая тренировка хорошо сочетает в себе избирательное направленно и комплексное воздействие на различные физические качества. Средства круговой тренировки можно применять целенаправленно, для воздействия на развитие определенного физического качества, например на скоростные способности, взрывную силу различных сегментов тела, подвижность (гибкость) в определенных звеньях тела и т.д. Также круговой метод эффективен в аспекте интегрированного воздействия на различные физические качества в структуре одной тренировки. Например, можно применять упражнения скоростно-силового характера и упражнения на растяжение в одном комплексе. Очень интересной выглядит тренировка круговым методом, где объединены в один комплекс упражнения, направленные на развитие силовой выносливости и двигательно-координационные движения.   Безусловно, наиболее эффективные будут комплексы круговых тренировок, двигательные действия в которых будут воздействовать на все мышечные группы. В структуре тренировочной подготовки спортсменов более высокой квалификации – на этапе углубленной спортивной специализации и высшего спортивного мастерства чаще применяют комплексы круговых тренировок акцентированного воздействия. В частности, упражнения, направленного воздействия на взрывную силу, например, у легкоатлетов-спринтеров или двигательные действия сложнокоординационного характера у гимнастов и т.д.

Методическое сопровождение тренировочного процесса в футболе предполагает, чаще всего воздействия на скоростные способности на основе высокого уровня развития общей выносливости [46]. Следует отметить, что, по мнению Ж.К. Холодова (2007), метод круговой тренировки целесообразно использовать при воздействии именно на общую выносливость.

В комплексы упражнений круговой тренировки на занятиях по футболу у учащихся следует включать упражнения различной силовой направленности (с весом собственного тела, с внешним отягощением, с эспандерами и т.д.), а также упражнения изометрического (статического) характера, которые воздействуют на силовую выносливость [42; 44]. Наиболее целесообразными и эффективными будут упражнения скоростной направленности при выполнении определенных футбольных технических действий [17]. Также целесообразно интегрировать в двигательные действия скоростной направленности комплексы упражнений циклического характера. В условиях занятия на поле данную двигательную нагрузку можно предложить в виде гладкого бега в умеренном режиме интенсивности. Чаще всего тренировки на общую выносливость у футболистов проходит в виде отдельного занятия. В условиях тренажерного зала на занятиях футболом у учащихся аэробную нагрузку можно получить, используя циклические виды передвижений: беговую дорожку, эллипсоидный тренажёр, велотренажёр и т.д. [23].

Большинство специалистов в области теории и методики физического воспитания определяют выносливость как способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [23; 46]. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [46].

Специальная выносливость, по мнению Ж.К. Холодова (2007) «это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности». Специальная выносливость классифицируется по различным признакам. В частности выделяют статическую, силовую, координационную, прыжковую, игровую и скоростную выносливость [43; 46].

Следует отметить, что воздействовать на общую выносливость с помощью отдельных аэробных тренировок для школьников, занимающихся в секции футбола нецелесообразно. Данный вывод был сделан в ходе педагогических наблюдений о нежелании проводить в недельном тренировочном микроцикле занятия аэробного характера на циклических тренажёрах, а кроссовый бег на поле зачастую заменяется учебно-тренировочными играми [45].

В футболе существует большое количество технических действий, и большинство из них необходимо выполнять с околопредельной или предельной скоростью. Также следует отметить, что в ходе одной игры футболист демонстрирует большое количество различных технических действий, не снижая скорости выполнения [17; 40]. В связи и этим, необходимо в ходе учебно-тренировочного процесса воздействовать именно на два показателя – развитие скоростной выносливости при выполнении упражнений технической направленности.

Скоростная выносливость – один из специальных видов выносливости и представляет собой способность человека выполнять скоростную работу на фоне утомления без снижения ее эффективности [47]. В футболе скоростная выносливость представлена, в основном выполнением ускорений по ходу матча. Но при выполнении ускорений в футболе есть одна особенность – это одновременное выполнение различных технических элементов с мячом (ведения, прием и передача, финты и т.д.). Следует отметить, что в футболе скоростные способности проявляются во всех формах, в частности быстрота одиночного движения, частота движений в суставах и относительно быстрота двигательной реакции на сигнал. Быстрота одиночного движения представлена у футболистов при выполнении непосредственно ускорений (бега) в различных направлениях. Частота движений суставов - это максимальное количество мышечных движений согласно технике за единицу времени и в данном виде спорта проявляется в сложных двигательных проявлениях и непосредственно при выполнении движений ногами. Быстрота реакции на сигнал в футболе не выражена «в чистом виде». Если для примера взять действия спортсменов- хоккеистов (хоккей с шайбой), то ярким примером проявления данного физического качества будет сбрасывание шайбы для розыгрыша. В данном случае хоккеистам необходимо максимально оперативно отреагировать на сигнал (зрительный анализатор) и с околопредельной или предельной скоростью выполнить соответствующее движение для овладения шайбой. Подобных двигательных задач в футболе не ставится и поэтому в содержании круговых тренировок упражнения, направленные на развитие быстроты реакции на определенный сигнал применять нецелесообразно.

В связи этим при использовании метода круговой тренировки оптимальным вариантом будет вариативные применения упражнений, сопряжено воздействующих на показатели скоростных способностей, общей выносливости и формирование определенных двигательных умений и навыков.

Следует отметить, что в контексте подготовки футболистов развитие скоростной выносливости позволит также воздействовать на показатели еще одного специального вида выносливости – игровой [48]. Поэтому корректно будет определить воздействие кругового метода на уровень развития игровой выносливости через выполнение футбольных технических элементов с околопредельной или предельной скоростью [10; 31].

В связи с тем, что физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые способствуют быстрому восстановлению работоспособности после физической нагрузки, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена, целесообразно использовать средства и методы, направленные на развития общей выносливости на занятиях футболом в качестве основных на начальных этапах подготовки спортсменов [17; 32]. Также эффективно использовать вышеперечисленные средства и методы развития общей выносливости в заключительной части учебно-тренировочного занятия [11].

Учебно-тренировочное занятие с использованием кругового метода (круговая тренировка), направленного на развитие специальной скоростной выносливости выглядит следующим образом. Подбираются специальные упражнения собственно соревновательного или подготовительного характера, согласно технике различных футбольных двигательных действий. Например, ведение мяча определенной поверхностью стопы (средней частью подъема, внутренней стороной стопы, внешней часть подъема, носком), различные остановки и передачи мяча и т.д. Данные упражнения технической направленности необходимо выполнять максимально точно (технично) и с околопредельной скоростью. Скорость выполнения движений задается максимальным количеством повторений за единицу времени (секунды, минута).

Также для развития скоростной выносливости целесообразно использовать упражнения, направленно воздействующие на данное физическое качество и являющиеся общеподготовительными. Общеподготовительные упражнения – это средства общего воздействия на различные мышечные группы, не воспроизводящие технику движений в определенном виде спорта, но развивающие определенные мышечные группы, необходимые для спортсмена (футболиста). В данном случае, для воздействия на скоростную выносливость футболистов можно выполнять прыжки через скакалку с максимальной скоростью, челночный бег с такой же интенсивностью, сгибания и разгибания рук в упоре лежа с околопредельной интенсивностью и т.д.

Для проведения круговой тренировки, направленной на развитие скоростной выносливости на учебно-тренировочных занятиях футболом заранее составляется комплекс физических упражнений, определяется их последовательность, подготавливаются места («станции») для их выполнения, соответствующий инвентарь и оборудование. Средства, используемые с помощью метода круговой тренировки, подбираются с учётом воздействия на различные мышечные группы. Также следует отметить, что специфика занятий футболом на этапе углубленной подготовки у учащихся среднего школьного возраста предполагает выполнение упражнений общей физической подготовки [4; 24; 34].

Классическая круговая тренировка на занятиях футболом в рамках секционных занятий обычно включает в себя 8-10станций. За всю тренировку необходимо пройти 1-3 круга. Время выполнения упражнений на станциях дозируется от 30 секунд до 1 минуты, а также количеством повторов на каждой «станции». Количество повторов на каждой станции строго дозируется, исходя из максимального количества повторений, возможного для выполнения за единицу времени, не искажая технику движения. Отдых между кругами – 1-3 минуты, в зависимости от степени мышечного утомления. При проведении тренировочных занятий количество «станций», кругов, время выполнения упражнений и отдыха может варьироваться в зависимости от задач тренировки, подготовленности занимающихся, а также объема изученных и закрепленных технических элементов футбола [17; 40; 46].

Существует одна важная методическая особенность в применении кругового метода. В содержание упражнений круговой тренировки нельзя включать двигательные действия, которые занимающиеся только начали изучать, то есть на этапе первоначального разучивания. В круговую тренировку включаются только средства, которые футболисты уже освоили и на данный момент закрепляют или совершенствуют [50; 52].

На учебно-тренировочных занятиях футболом используют ряд методов, в том числе непрерывного упражнения. Круговую тренировку также можно построить по типу непрерывного упражнения. Данный метод предполагает выполнение нагрузки непрерывно и равномерно. Метод непрерывного упражнения применяется в основном для развития общей выносливости, а также для повышения уровня общей физической подготовленности. Следует отметить, что учитывая специфику тренировочной деятельности в футболе, в ходе проведения занятий необходимо интегрировать нагрузки скоростного характера с использованием метода непрерывного упражнения [17; 40].

Важное место в круговой тренировке, направленной на развитие скоростной выносливости в структуре проведения учебно-тренировочных занятий футболом занимает дозировка нагрузки. На каждой «станции» определять параметры нагрузки можно по количеству повторений и по времени. Так как тренировочное занятие проводится индивидуально, с учетом возраста, уровня физической подготовленности занимающихся, то объем и интенсивность выполнения физических упражнений варьируется [50].

Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для круговой тренировки, необходимо учитывать, что практически ни одно физическое качество не существует в «чистом виде». Поэтому упражнения, используемые на учебно-тренировочных занятиях футболом, комплексно и всесторонне воздействуют на скоростные способности, силовые способности, общую и специальные виды выносливости, гибкость и двигательно-координационные способности [40; 46].

Специфика применения кругового метода на занятиях футболом в рамках секционных занятий заключается в планировании количества тренировочных дней. Круговые тренировки рекомендуют проводить трижды в неделю, на каждой из них по возможности меняются как сами упражнения, их направленность (общеподготовительные, специально-подготовительные, собственно соревновательные упражнения), характер движения согласно технике, исходные положения, количество упражнений в одном комплексе, последовательность проработки мышечных групп и т.д. [13; 40].

Следует отметить, что одной из характерных особенностей использования метода круговой тренировки на занятиях футболом является высокая моторная плотность. Учитывая специфику вида спорта, с его многообразием технических действий, важным условием эффективности данного метода является возможность выполнения большого количества разнообразных двигательных действий.

Специфика применения метода круговой тренировки на занятиях футболом у учащихся школьного возраста заключается в изменении морфофункциональных показателей (преимущественно нервно-мышечного аппарата) занимающихся: гипертрофию мышечных волокон и увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, скоростных и силовых показателей, а также скоростной и силовой выносливости. Эти изменения связаны в основном с длительным увеличением кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторения упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани [11; 46].

Использование метода круговой тренировки, направленного на развитие общей и скоростной выносливости в структуре проведения учебно-тренировочных занятий футболом основано на своеобразных изменениях системы кровообращения. В отличие от тех видов двигательной деятельности, которые акцентировано, развивают выносливость (гладкий бег, передвижения на лыжи, езда на велосипеде т.д.), занятия футболом увеличивают толщину и мощность стенки миокарда. Это и обеспечивает необходимый рост производительности сердца при больших нагрузках. Причем, увеличение массы сердечной мышцы происходит параллельно росту капиллярной сети, питающей эту мышцу. Поэтому на учебно-тренировочных занятиях футболом с использованием метода круговой тренировки не возникает относительного кислородного голодания сердечной мышцы [12; 38].

Таким образом, использование кругового метода на занятиях футболом по характеру непрерывного упражнения у учащихся в рамках секционной работы позволит развивать общую выносливость с учётом повышения частоты сердечных сокращений (ЧСС) до уровня циклической (аэробных) тренировки. Использование упражнений скоростной направленности позволит развивать не только данное физическое качество, но и закреплять и совершенствовать футбольные технические действия. В процессе тренировочной деятельности в условиях футбольной секции целесообразно интегрировать физические упражнения аэробного и анаэробного (скоростного) характера с акцентом на технику выполнения разнообразных двигательных действий собственно-соревновательного характера.

Глава 2. Содержание средств, направленных на развитие выносливости у учащихся среднего школьного возраста на секционных занятиях по футболу

2.1. Комплексы упражнений с использованием кругового метода, направленных на развитие скоростной выносливости у учащихся среднего школьного возраста

Учебно-тренировочная деятельность в футболе в своем содержании и в аспекте её структуры позволяет использовать разнообразный арсенал средств, которые дифференцированы в зависимости от частных задач, поставленных на конкретную тренировку в зависимости от возрастных особенностей занимающихся, этапа подготовки юных спортсменов. Также выбор средств обусловлен уровнем технической, физической и тактической подготовленности футболистов.

При составлении комплексов упражнений, направленных на развитие скоростной выносливости следует учитывать, что двигательные действия должны всесторонне воздействовать на организм футболистов. Также следует учесть, что необходимо использовать упражнения различной направленности – общей и специальной. Одним из необходимых условий выбора соответствующих средств является определение направленности скоростных упражнений, в частности на частоту движений в суставах, быстроту одиночного движения и быстроту сложной реакции быстроты (реакции выбора) [10; 31].

Одной из ключевых методических особенностей выбора средств для круговой тренировки является выполнение на «станциях» упражнений технической направленности. Данные средства представляют собой непосредственные двигательные действия футбола - собственно соревновательные упражнения [17; 40].

Средства спортивной тренировки, используемые в футболе - разнообразные физические упражнения, прямо или косвенно способствующие совершенствованию мастерства спортсмена (естественные силы природы и гигиенические факторы не рассматриваются). Состав средств спортивной тренировки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации [46]. Физические упражнения как средства спортивной тренировки могут быть условно разделены на 4 группы [23]: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, собственно (избранно) соревновательные.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему развитию функциональных возможностей организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенных противоречиях (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания). Могут включаться средства спортивной гимнастики, атлетической гимнастики, спортивных игр [9; 33].

Вспомогательные  упражнения предполагают  двигательные  действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности, средства, способствующие повышению максимальной силы, силовой выносливости, гибкости. Также вспомогательные упражнения представляют собой средства, заимствованные из других видов спорта и направленные на развитие аэробных возможностей – кросс,  ходьба на лыжах, гребле и т.д. [20; 21; 46].

Специально-подготовительные упражнения занимают  центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности, а также действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых  качеств и деятельности функциональных систем организма. В частности, в футболе специально-подготовительные упражнения представлены, например, бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости с ведением мяча и без него [17; 40].

Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований [40].  Для футболистов данное средство спортивной тренировки представлено разнообразными двигательными действиями: передвижения, удары по мячу, остановки мяча, обманные движения (финты), отбор мяча, вбрасывание мяча [16; 40].

Это подразделение (классификация) весьма условное, грани между выделенными группами нечеткие. Средства из одной группы могут переходить в другую зависимость от решаемых задач и используемых методов [23].  Средства спортивной тренировки можно разделить также  по направленности  воздействия. При этом можно выделить средства, преимущественно направленные на совершенствование  различных сторон подготовленности: технической, тактической, на развитие отдельных двигательных качеств.    

Таким образом, комплексы упражнений с использованием кругового метода, направленных на развитие скоростной выносливости у футболистов 12-14 лет должны содержать в себе упражнения общеподготовительного характера, собственно соревновательные и специально-подготовительные упражнения. Чтобы воздействовать на показатели скоростной выносливости целесообразно выполнять упражнения с помощью кругового метода на основе непрерывного упражнения [46], то есть без пауз отдыха между «станциями».

При составлении экспериментальных комплексов с использованием метода круговой тренировки, прежде всего, необходимо делать акцент на скоростных упражнениях общепринятого характера, при выполнении которых не надо демонстрировать футбольную технику. Данные упражнения позволяют воздействовать на все мышечные группы, всесторонне развивают организм школьников. Также эти упражнения можно выполнять с максимальной интенсивностью (скоростью), так как они несложны по технике исполнения, и их разучивают на уроках физической культуры как содержание общей физической подготовки. В Приложении 1 «Комплекс упражнений общеподготовительного характера» представлены упражнения: прыжки через скакалку, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, выпрыгивания вверх из полного приседа, поднимание туловища из исходного положения лежа на спине и т.д. Следует отметить, что упражнения комплекса №1 необходимо выполнять с максимальной скоростью, но, не искажая структуры движения. Например, сгибания и разгибания рук в упоре лежа должны выполняться с полной амплитудой, без задержки дыхания, на выдохе осуществляется разгибание рук. Выполнение данных упражнений позволяет акцентировано воздействовать на скоростные способности без акцента на футбольную технику. Также следует отметить, что при выполнении предложенных упражнений происходит воздействие на крупные и средние мышечные группы. Целесообразность применения комплекса упражнений № 1 обусловлена тем, что от юных футболистов не требуется наличия высокого уровня физической и технической подготовленности. Многие упражнения из комплекса, например, подтягивание на перекладине из полного виса, сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, переменные выпады вперёд и т.д. являются базовыми упражнениями и используются как средства общей физической подготовки (ОФП) в различных видах спорта (единоборства, легкоатлетические виды, спортивные игры и др.) [46].

При выполнении упражнений комплекса №1 следует учитывать общую структуру и дозировку нагрузки. Это необходимо для акцентированного воздействия на показатели общей и скоростной выносливости. В связи с этим пауз отдыха между «станциями» нет, а предусмотрено время на переход к следующему упражнению. Дозировка нагрузки основана на методе непредельных усилий с максимальным количеством повторений, что предполагает максимальные количества повторов, которые ограничиваются по мере искажения техники двигательного действия. Следует отметить, что при выполнении упражнений комплекса №1 происходит воздействие на показатели скоростно-силовых способностей, так как при их выполнении двигательное действие отягощается весом собственного тела.

В комплексе упражнений №2 (Приложение 2) представлена круговая тренировка с применением упражнений собственно соревновательного и специально-подготовительного характера, то есть непосредственно технические приемы футбола. В ходе учебно-тренировочных занятий футболом у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений собственно соревновательной и специально-подготовительной направленности важным условием эффективности является техника двигательного действия [4; 23]. Технические приемы – это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависит достижение высоких спортивных результатов.

В комплексе упражнений круговой тренировки №2 представлены упражнения скоростного характера, например,двигательные действия,направленные на формирование правильных навыков передвижения юных футболистов по полю. В частности, стартовые рывки на 10—15 метров, ходьба с переходом на бег «змейкой» между предметами или ускорение, бег лицом вперед с переходом на бег спиной вперед; бег приставными и скрестными шагами, бег различными способами с изменением направления и способа передвижения от определенных точек (знаков).

Также в комплексе упражнений, представленных в Приложении 2, предложены для выполнения футболистам на «станциях» двигательные действия с изменением направления передвижения, с использованием различных остановок, поворотов, прыжков с места или разбега толчком одной или двух ног. Важной методической рекомендацией является постепенное и целенаправленное увеличение темпа движений. При этом, главное внимание уделяется правильному положению ног и центра тяжести тела юных футболистов.

В том числе в комплексе упражнений №2 представлены двигательные действия, направленные на формирование у занимающихся правильных навыков выполнения технических приемов. Например, после бега или ускорения остановка шагом, после бега приставными или скрестными шагами остановка шагом, после ускорения остановка «прыжком». Также в комплексе круговой тренировки №2 представлены движения в беге с последующими поворотами на 90° и остановка шагом, после ускорения выполнение поворота на 90° и вновь ускорение, бег приставными или скрестными шагами, поворот на 180° с последующим ускорением, бег с поворотом на 360° и т.д. Целесообразно включать в комплексы круговой тренировки технические действия футбола прыжкового характера: прыжки на двух ногах на месте (выполнять, не сгибая ног в коленях и отталкиваясь только стопой), многократные прыжки с одной ноги на другую, многократные прыжки на двух ногах через футбольные или набивные мячи. Одними из эффективных двигательных действий являются прыжки на двух ногах на месте с поворотом в разные стороны на 90, 180 и 360°, прыжки с разбега толчком одной или двух ног с доставанием головой подвешенного мяча (Приложение 2).

Следует отметить, что при выполнении упражнений круговой тренировки №2 необходимо строго следить за техникой выполнения технических элементов специально-подготовительного и соревновательного характера. Важно, чтобы представленные двигательные действия выполнялись юными футболистами динамично, с максимальным приложением мышечных усилий с околопредельной или предельной скоростью. Одним из методических указаний согласно особенностям развития скоростных способностей является выбор оптимальной паузы отдыха между «станциями». При выполнении комплекса упражнений №2 необходимо отдыхать активно, то есть выполнять упражнения на растяжение или ходьбу для восстановления дыхания около 30 секунд.

Следует отметить, что средства круговой тренировки №2 можно варьировать, объединять, дополнять для повышения эффективности тренировочных воздействий по ходу освоения новых двигательных действий учащимися и формированием двигательных умений и навыков.

В комплексе круговой тренировки №3 представлены упражнения, направленные на общую физическую подготовку, интегрированные с упражнениями технического характера. Главным отличием данного комплекса упражнений круговой тренировки является то, что он выполняется по типу непрерывного упражнения, то есть без пауз отдыха между упражнениями. В ходе тренировки дается время только для перехода на следующую «станцию» и принятия исходного положения. Данный комплекс упражнений круговой тренировки позволяет в ходе одной тренировки решать сразу три основные задачи. Во-первых, в процессе выполнения футболисты закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки – технические действия в футболе. Во-вторых, с помощью средств общей физической подготовки укрепляют все мышечные группы и всесторонне воздействуют на функциональные системы организма. В-третьих, направленно воздействуют на необходимые (ведущие физические) качества с помощью средств избранно-соревновательных и специально-подготовительных упражнений.

Необходимо отметить, что в рамках секционной деятельности по футболу в условиях общеобразовательной школы следует стараться педагогу развивать организм учащихся всесторонне и гармонично. Техническая подготовка с использованием средств СФП не должна быть доминирующей в среднем школьном возрасте. Поэтому, представленный в Приложении №3 комплекс круговой тренировки необходимо применять регулярно, при этом варьировать нагрузку (объем и интенсивность). Упражнения комплекса №3 можно менять местами, увеличивать или уменьшать время выполнения, выполнят упражнения с партнером (эффект лидерства). Можно дозировать упражнения 1/1, то есть одно упражнение на «станции» общей физической направленности, например сгибание и разгибание рук в упоре лежа и следующее упражнение – специальной физической направленности, например, прием и передача мяча внутренней стороной стопы о стену или с партнером. Также приемлемым будет вариант круговой тренировки – 1/2 или 1/3, то есть одно упражнение – ОФП, а два или три – технической направленности.

Таким образом, использование комплексов круговых тренировок у учащихся среднего школьного возраста, занимающихся в футбольной секции в условиях внеурочной деятельности общеобразовательной школы предполагает выполнение разнообразных двигательных действий скоростного характера общеподготовительной направленности, интегрированных со средствами специально-подготовительными и собственно-соревновательными. Учитывая специфику соревновательной деятельности футболистов, необходимо использовать круговой метод по типу непрерывного упражнения для развития как общей, так и скоростной выносливости. Важной методической особенностью структуры и содержания круговых тренировок в футболе является включение разнообразных двигательных действий в соответствии с футбольной техникой.

Методические рекомендации

1. Рекомендуем в процессе разработки содержания учебно-тренировочных занятий по футболу в рамках секционной деятельности ориентироваться на специфику тренировочно-соревновательной подготовки футболистов в специализированных спортивных школах на этапе учебно-тренировочной группы и группы углубленной спортивной специализации. Это обусловлено основными задачами секционной работы, требованиями к физической и технико-тактической подготовке футболистов среднего школьного возраста.

2. Рекомендуем учителям физической культуры после выполнения каждого комплекса круговой тренировки скоростного характера в сочетании с упражнениями технической направленности осуществлять разбор технических ошибок, которые связаны со скоростью выполнения движений (околопредельная и предельная). Это обусловлено тем, что на фоне мышечной усталости скоростные способности, в частности частота движений в суставах и быстрота одиночного движения ухудшается. Это необходимо для профилактики искажений в структуре движения из-за больших скоростных нагрузок.

3. Рекомендуем осуществлять учителю по физической культуре педагогический контроль в ходе учебно-тренировочных занятий по футболу в контексте реализации предложенных экспериментальных комплексов упражнений. Так как упражнения скоростной направленности, выполняемые с околопредельной или предельной скоростью, с помощью непрерывного упражнения оказывают большое нагрузочное воздействие на организм занимающихся школьников 12-14 лет, то необходимо с помощью методов педагогического контроля осуществлять мониторинг физического состояния занимающихся.

Заключение

Анализ и обобщение литературных источников по теме исследования показал, что специфика организации и методика проведения учебно-тренировочных занятий по футболу включает в себя направленность на различные стороны подготовки спортсменов. В частности, одной из важнейших сторон подготовки в футболе является техническая, физическая и тактическая подготовка. Направленность спортивной тренировки в условиях специализированных спортивных школ отделений футбола и учебных занятий на уроках физической культуры по разделу «Футбол» различная, но в рамках проведения секционной работы в условиях общеобразовательной школы необходимо интегрировать содержание обоих вышеперечисленных направлений физкультурно-спортивной деятельности.

Специфика собственно-соревновательной деятельности футболистов предполагает воздействие на направленное развитие ряда физических качеств. В ходе учебно-тренировочной деятельности учащихся среднего школьного возраста, занимающихся футболом, предусматривает воздействие на одно из ведущих физических качеств – скоростную выносливость. Теоретико-методические основы развития скоростных способностей как интегрированного физического качества предполагают использование ряда средств и методов, акцентировано влияющих на данное физическое качество. Акцент при подборе средств спортивной тренировки должен быть с учетом уровня физической и технической подготовленности занимающихся на секции по футболу. Также выбор упражнений и методов их реализации должен быть взаимосвязан с собственно-соревновательными действиями в футболе (техника двигательных действий). Одним из наиболее эффективных методов спортивной тренировки футболистов является круговой метод, который позволяет акцентировано воздействовать не только на физические качества, но и закреплять и совершенствовать сформированные двигательные умения и навыки.

Составленные комплексы упражнений круговых тренировок, включенных в содержание учебно-тренировочной деятельности футболистов среднего школьного возраста, занимающихся в школьной спортивной секции, направленно воздействуют на показатели общей выносливости и скоростных способностей (быстрота одиночного движения, быстрота целостного движения). В частности, в круговых тренировках применяются упражнения собственно-соревновательного, специально-подготовительного и общеподготовительного характера. Круговые тренировки, воздействующие на скоростную выносливость целесообразно использовать с помощью прерывистого (интервального) и непрерывного упражнения.

При составлении комплексов экспериментальных упражнений круговых тренировок учитывалась характеристика скоростных способностей и общей выносливости, задачи учебно-тренировочных секционных занятий, возрастные особенности занимающихся, специфика технических действий в футболе, а также специфика собственно-соревновательных упражнений в данном виде спорта.

Библиографический список

  1. Аладашвили, Г.А. Прыжковая подготовленность футболистов и методика ее оценки. Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.04 / Аладашвили Гиви Автандилович. М.: РГАФК, 1999. - 24 с.
  2. Андреев, С.Н. Футбол в школле.-М., 2006. – 127 с.
  3. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 67 с.
  4. Блинков, С. Н. Методика реализации индивидуального подхода и физической подготовке школьников подростков Текст. /С. Н. Блинков, С. П. Левушкин //Физическая культура. 2002.-№1.-С.8-12.
  5. Гидара Сабир. Динамика скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде и средства ее стабилизации. Авто-реф. дисс. канд. пед. наук 13.00.04. / Гидара Сабир. М.: Рос. Гос. Унив. физ. культ., 2004. - 24 с.
  6. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность Текст. /Голубева Э. А. Дубна: «Феникс+», 2005. - 512 с.
  7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Верхошанский Ю.В. М.: ФиС, 1988. - 331 с.
  8. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Верхошанский Ю.В. М.: ФиС, 1985. -176 с.
  9. Гимнастика : учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. А. М. Шлемина, А.Т. Брыкина. - Изд. 2-е доп. - М. : ФиС, 1979. - 215 с.
  10. Голомазов, С.В. Футбол: проблемы адаптации техники / Голомазов С.В., Чирва Б.Г. М. -М.: Спорт-экспресс, 2000. - 31 с.
  11. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология : учеб. для бакалавров / А. О. Дробинская. - М. : Юрайт-Издат, 2012. - 527 с
  12. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. - М. : Высшая школа, 1985. - 384 с.
  13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
  14. Качетков, А.П. Управление профессиональной командой по футболу.-М., 1999. – 87 с.
  15. Конуров, Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта (на примере мини-футбола): Автореф. дисс. канд. пед. наук / Конуров Дмитрий Маратович; РГАФК. М.; 2002 -27 е.: ил.
  1. Королева, Т. П. Принципы анализа взаимосвязи интеллектуальной и моторной деятельности юных спортсменов Текст. /Королева Т. П. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. -2003 . № 1 . - С. 35 - 37.
  2. Кузнецов, А. А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) Текст. /Кузнецов А. А. М.: Олимпия, Человек, 2007. — 312 с.
  3. Кураш, В.П., Городилин, С.К. Футбол в физическом воспитании школьников // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. международной научно-практической конференции. Минск, 2003. - С. 259.
  4. Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов / Лисенчук Г.А. Киев: Олимпийская литература, 2003. - 271 с.
  5. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
  6. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
  7. Лях, В.И., Витковски, 3., Жмуда, В. Спортивно-двигательные тесты для оценки специфических координационных способностей футболистов // Теория и практика физической культуры. 2002. - № 8. - С. 51-54.
  8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  9. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / под ред. В. И Ляха. - М. : Просвещение, 1997. - 125 с.
  10. Митин, Е.А. Управление тренировочным процессом в мини-футболе между турами соревновательного периода / Митин Е.А. // Теория и практ. физич. культ. 2004. - №3. - С. 54-58.
  11. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-faktory-sudeiskoi-deyatelnosti-v-futbole#ixzz31Cr4tOar
  12. Немов, Р. С. Психология : Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
  13. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ // http://минобрнауки.рф/документы/2974.
  14. Орлов, А.В. Контроль соревновательной деятельности в системе управления подготовкой игроков в мини-футболе: метод, рекомендации для студентов РГУФК / Орлов А.В. М.: РГУФК, 2004 - 32 с.
  15. Основы математической статистики : учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. B. C. Иванова. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
  16. Папышева, В. Н. Исследование эффективности упражнений, направленных на воспитание способности спортсменов проявлять максимальные усилия в кратчайшее время : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Папышева ; ГЦОЛИФК. – М. : 1966. - 23 с.
  17. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
  18. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е. Г. Попова - М. : Терра-спорт, 2000. - 72 с.
  19. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура / под ред. Е. А. Комаровой. - М. : Просвещение, 2010. - 64 с.
  20. Рахматов, Ю.К., Кураш, В.П. Проблемы изучения игры в футбол в общеобразовательной школе // Спортивные игры в системе физического воспитания: Тез. региональной научно-практической конференции. Гродно, 2001. - С. 31.
  21. Сахарова, М.В. Система контроля в годичном цикле подготовки спортивно-игровых команд / Сахарова М.В. // Сборник научных трудов молодых ученых РГУФК. М. 2003 - С. 73-75.
  22. Саенко, И.И. Методические подходы к программированию спортивной тренировки / Саенко И.И., Тюленьков С.Ю. // Теория и практ. физ. культ.-2002.-№2 - С. 14.
  23. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
  24. Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология : учеб. / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. - М. : Академия, 2000. - 232 с.
  25. Спортивные игры : учеб. / Ю. Д. Железняк [и др.]. - М. : Академия, 2010. - С. 383-475.
  26. Суслов, Ф.П. Тренировочные и соревновательные нагрузки в системе физической подготовки спортсменов. / Суслов Ф.П. II Теория и практ. физ. культ. 2002. - №3. - С. 15.
  27. Теория и методика физической культуры : учеб. / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
  28. Теория и методики физического воспитания : учеб.для фак. физ. культуры пед. ин-тов / под ред. Б. А. Ашмарина. - М. : Просвещение, 1990. - 287 с.
  29. Тюленьков, С.Ю. Методика этапного контроля физической работоспособности футболистов / Тюленьков С.Ю. // Теория и практ. физ. культ. -2001.- №>11.-С. 37-38.
  30. Ульяновска, А.А. Текст. /Левушкин С. П. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. 2005. - №1. - С. 56 - 57.
  31. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
  32. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов / Под ред. В.И. Ляха. – Раздел «Ручной мяч». – М., 2001. – 54 с.
  33. «Формула игры»: Общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф.Лебедь; ВолГУ, Россия, Акад. пед. колледж им. семьи Кэй, Беэр-Шева, Израиль. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - 392 с. 
    ISBN 5-9669-0054-Х
  34. Шамардин, А.И. Функциональная подготовка футболистов. Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.04/Шамардин Алексей Иванович. Волгогр. Гос. Акад. физ. культ. Волгоград, 2000. - 24 с.
  35. Шолих, М.Е. Круговая тренировка [Текст] / М.Е. Шолих – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 354 с.
  36. Ямпольская, Ю. А. Физическое развитие школьников-жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг оценки Текст.: автореф. докт. дис. /10. А. Ямпольская. - М., 2000. - 76 с.
  37. http://rgfootball.net/viewforum.php?f=43 (дата обращения 10.05.2014).

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608