Дорогие друзья, мы рады представить вам Филиппову Елену Альбертовну, музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Елена Альбертовна познакомит вас с программой «Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста». Статья будет интересна педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Елены Альбертовны:
«Музыкальное воспитание играет очень важную роль во всестороннем развитии дошкольника. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры».
Познавательного чтения…
Программа «Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста»
Посмотреть статью в полной версии
Музыкальное воспитание играет очень важную роль во всестороннем развитии дошкольника. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Основная цель программы – развитие музыкальных способностей, активности, творчества, умения понимать музыку с помощью знаков в процессе вовлечения детей в мир музыки.
Цель реализуется через следующие задачи:
- развивать способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- формировать элементарный навык сольфеджио (чтение, пение, игра по нотам);
- способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
Раздел «Слушание музыки» направлен на формирование основ музыкальной культуры. В репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной ) и народной музыки. Задача педагогов – музыкантов научить детей понимать музыку, любить ее. Яркой формулировкой своих мыслей, интонацией и выразительным исполнением музыкального произведения вызвать заинтересованность детей, эмоциональный отклик, сопереживание, любознательность.
Чтобы научить детей выражать свои музыкальные впечатления и развивать интерес к исполнительской деятельности на занятиях используется игра на детских музыкальных инструментах. Приобретая навыки игры, дети знакомятся с их выразительными возможностями. Выполняя творческие задания различной степени сложности, дети сами импровизируют на занятии и в свободной деятельности в детском саду и дома. Импровизация в игре на инструментах чередуется с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодии по слуху. Дети могут свободно различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания, могут ориентироваться в записи несложных партитур (нотная, ритмическая запись, знаки, символы).
Музыкально-ритмические движения – это психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного инструмента. Музыкальный материал по тематике и двигательным навыкам отвечает теме занятия, углубляет и закрепляет музыкально-слуховые представления (двух, трехдольный метр), музыкальные знания (музыкальная форма). Разучивание движений сопровождается использованием образных слов, пояснений, стихотворного текста, игровых ситуаций. Яркое сравнение при объяснении помогает правильно и выразительно исполнить движение. Созданы условия, где дети используют движения в новых сочетаниях, импровизируя.
Главный и ведущий вид музыкальной деятельности – пение. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей, активизируются умственные способности. Основная цель – приобщение к певческой культуре, музыке.
В процессе обучения пению ставятся следующие задачи:
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма);
- формировать основы пения (интонационная выразительность, умение выделить главное слово, подчеркнуть его, убирая остальные, менее существенные);
- способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применяя различные методы и приемы обучения, разнообразные формы организации музыкальной деятельности.
Для поддержки интереса к песне необходимо сосредоточить внимание детей, создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания, подобрать распевки-упражнения с интересным содержанием. Если детям необходимо объяснение особенностей звуковысотности, ритма или разницы между фразами, то используется нотная запись мелодии. Дети могут не только слышать, но и видеть направление мелодии.
Использование интересного и яркого наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
В результате анализа работы с детьми и родителями была выявлена заинтересованность родителей в продолжении музыкального развития в музыкальных школах. Возникла необходимость подготовки детей к поступлению в музыкальную школу (дать знания на уровне программы подготовительного класса музыкальной школы), а именно, возникла потребность в изучении нотной грамоты.
Обучение нотной грамоте на занятиях связано со всеми видами музыкальной деятельности. Нотные знаки помогают осмыслить музыкальную деятельность, а деятельность, в свою очередь, помогает усвоению нотных знаков. Но единства мнения о том, в какой деятельности лучше осваивать нотную грамоту в дошкольном возрасте, еще не достигнуто. Поэтому возникла необходимость разработки программы, где определяется последовательность изучения нотной грамоты в дошкольном учреждении.
Литература
- М. Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке».
- А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
- Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем».
- М. Котляревская «Сольфеджио».
- Т. Смирнова «Фортепиано, интенсивный курс».
- П. Волкова «Играем вместе».
- Е. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».
- А. Барабошкина, Н. Богомолова «Музыкальная грамота».
- Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь».
- М. Андреева «От примы до октавы».
- Н. Баева, Т. Зебряк «Сольфеджио».
- М. Сильмале, А. Карклиня «Сольфеджио».
- М. Калугина, П. Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио».
- М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду».