Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа «Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста»
7 минут 2915 956

Программа «Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста»

Filippova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Филиппову Елену Альбертовну, музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Елена Альбертовна познакомит вас с программой «Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста». Статья будет интересна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Елены Альбертовны:

«Музыкальное воспитание играет очень важную роль во всестороннем развитии дошкольника. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры».

Познавательного чтения…


Программа «Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста»

Посмотреть статью в полной версии

Музыкальное воспитание играет очень важную роль во всестороннем развитии дошкольника. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Основная цель программы – развитие музыкальных способностей, активности, творчества, умения понимать музыку с помощью знаков в процессе вовлечения детей в мир музыки.

Цель реализуется через следующие задачи:

- развивать способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

- формировать элементарный навык сольфеджио (чтение, пение, игра по нотам);

- способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

Раздел «Слушание музыки» направлен на формирование основ музыкальной культуры. В репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной ) и народной музыки. Задача педагогов – музыкантов научить детей понимать музыку, любить ее. Яркой формулировкой своих мыслей, интонацией и выразительным исполнением музыкального произведения вызвать заинтересованность детей, эмоциональный отклик, сопереживание, любознательность.

Чтобы научить детей выражать свои музыкальные впечатления и развивать интерес к исполнительской деятельности на занятиях используется игра на детских музыкальных инструментах. Приобретая навыки игры, дети знакомятся с их выразительными возможностями. Выполняя творческие задания различной степени сложности, дети сами импровизируют на занятии и в свободной деятельности в детском саду и дома. Импровизация в игре на инструментах чередуется с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодии по слуху. Дети могут свободно различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания, могут ориентироваться в записи несложных партитур (нотная, ритмическая запись, знаки, символы).

Музыкально-ритмические движения – это психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного инструмента. Музыкальный материал по тематике и двигательным навыкам отвечает теме занятия, углубляет и закрепляет музыкально-слуховые представления (двух, трехдольный метр), музыкальные знания (музыкальная форма). Разучивание движений сопровождается использованием образных слов, пояснений, стихотворного текста, игровых ситуаций. Яркое сравнение при объяснении помогает правильно и выразительно исполнить движение. Созданы условия, где дети используют движения в новых сочетаниях, импровизируя.

Главный и ведущий вид музыкальной деятельности – пение. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей, активизируются умственные способности. Основная цель – приобщение к певческой культуре, музыке.
В процессе обучения пению ставятся следующие задачи:

-   развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма);

-   формировать основы пения (интонационная выразительность, умение выделить главное слово, подчеркнуть его, убирая остальные, менее существенные);

-   способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применяя различные методы и приемы обучения, разнообразные формы организации музыкальной деятельности.

Для поддержки интереса к песне необходимо сосредоточить внимание детей, создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания, подобрать распевки-упражнения с интересным содержанием. Если детям необходимо объяснение особенностей звуковысотности, ритма или разницы между фразами, то используется нотная запись мелодии. Дети могут не только слышать, но и видеть направление мелодии.
Использование интересного и яркого наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

В результате анализа работы с детьми и родителями была выявлена заинтересованность родителей в продолжении музыкального развития в музыкальных школах. Возникла необходимость подготовки детей к поступлению в музыкальную школу (дать знания на уровне программы подготовительного класса музыкальной школы), а именно, возникла потребность в изучении нотной грамоты.

Обучение нотной грамоте на занятиях связано со всеми видами музыкальной деятельности. Нотные знаки помогают осмыслить музыкальную деятельность, а деятельность, в свою очередь, помогает усвоению нотных знаков. Но единства мнения о том, в какой деятельности лучше осваивать нотную грамоту в дошкольном возрасте, еще не достигнуто. Поэтому возникла необходимость разработки программы, где определяется последовательность изучения нотной грамоты в дошкольном учреждении.

Литература

  1. М. Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке».
  2. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
  3. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем».
  4. М. Котляревская «Сольфеджио».
  5. Т. Смирнова «Фортепиано, интенсивный курс».
  6. П. Волкова «Играем вместе».
  7. Е. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».
  8. А. Барабошкина, Н. Богомолова «Музыкальная грамота».
  9. Т. Орлова, С. Бекина «Учите детей петь».
  10. М. Андреева «От примы до октавы».
  11. Н. Баева, Т. Зебряк «Сольфеджио».
  12. М. Сильмале, А. Карклиня «Сольфеджио».
  13. М. Калугина, П. Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио».
  14. М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду».

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607