Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька»
16 минут 3584 1056

Программа дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька»

Frolova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Фролкиной Инессой Владимировной, инструктором по физической культуре МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок» г.о. Подольска Московской области. Сегодня Инесса Владимировна познакомит вас с программой дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Инессы Владимировны:

«Полноценное использование игры, как основного метода в работе с дошкольниками, повлекло за собой необходимость разработки игровой программы обучения и оздоровления детей дошкольного возраста в процессе занятий плаванием».

Профессионального чтения…


Программа дополнительного образования по физической культуре «Обучение плаванию детей дошкольного возраста «Капелька»

Посмотреть программу в полной версии

Пояснительная записка

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №8 «Теремок» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием.

Программа физкультурно-оздоровительного кружка по плаванию «Капелька», осуществляется на основе программы «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой, которая не является основной образовательной программой по плаванию МДОУ №8 «Теремок».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке формирования программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях городского округа Подольск. Программа реализуется в рамках дополнительного образования в МДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Теремок».

Актуальность

Организация данного кружка обусловлена не только недостаточным количеством практических часов, но и продиктовано нарастающей гиподинамией, большим процентом часто болеющих детей, и прежде всего жизненной необходимостью этого навыка для всех людей и особенно для детей.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее окажется положительное воздействие плавания на развитие детского организма. Если детей с ранних лет научить владеть собой в водной среде; уметь свободно держаться на поверхности воды, проплывая небольшие расстояния, то многие тысячи детских жизней будут ограждены от возможного несчастья.

Игры на воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью игр у детей воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают и моторную и психическую сферы деятельности ребенка.

Цели и задачи.

Целью программы «Капелька» является: повышение эффективности процесса физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста посредством применения игрового метода на занятиях по плаванию.

Достижение цели обеспечивается через реализацию основных задач:

  1. Общее укрепление здоровья ребенка, содействие его гармоничному психофизическому развитию.
  2. Формирование у детей устойчивого интереса к занятиям по плаванию.
  3. Формирование широкого спектра двигательных умений и навыков на воде, как основы дальнейшего обучения плаванию.
  4. Обеспечение эмоционального благополучия детей при выполнении физических упражнений в водной среде.
  5. Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе игровых действий на воде.

Отличительная особенность данной программы

Физкультурно-оздоровительный кружок «Капелька» является одной из форм по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.

Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой, которая не является основной образовательной программой по плаванию МДОУ №8 «Теремок».

В данном программе игровая методика обучения детей дошкольного возраста плаванию опирается на общепедагогические принципы:

  • принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип доступности – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с возрастными особенностями детей;
  • принцип активности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
  • принцип наглядности – создание у детей более полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
  • принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса, во всех видах занятий;
  • принцип личностной ориентации – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, каждого воспитанника; умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
  • принцип сопровождения - систематическое наблюдение за ходом развития ребенка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

Из перечня разнообразных видов занятий по физической культуре приоритетными в работе с детьми дошкольного возраста выделяем сюжетно-игровые занятия. Каждое такое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации и имеет тематический характер, либо нетрадиционную форму проведения - сказка, путешествие, например, “Путешествие по реке”, “Волшебные превращения”, “В гости к лягушонку” и т.д. Процесс обучения детей дошкольного возраста плаванию протекает на таких занятиях опосредованно, через подвижные игры и игровые упражнения, построенные на знакомых детям образах и представлениях, способствующие активизации и обогащению двигательной активности ребенка, развитию его инициативы и творчества, обеспечению эмоционального благополучия. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста, на занятиях широко используется литературный материал, музыкальное сопровождение, игровая атрибутика для наилучшего воссоздания детьми того или иного образа.

Занятия кружка «Капелька» являются личностно-ориентированными, так как опираются на эмоциональную включенность каждого ребенка в сюжетную линию и обеспечивают его высокомотивированное участие в игровом действии. Занятия по плаванию, основанные на игровом методе, позволяют формировать у детей интерес, как к процессу обучения, так и к выполнению конкретной задачи на каждом этапе обучения, способствуют развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. Развивающий характер данных занятий обеспечивается за счет заинтересованного, а не механического усвоения детьми знаний, умений и навыков.

Программа по плаванию «Капелька» модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются: игры на воде, элементы акваэробики, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-7 лет.

Сроки реализации программы – 4 года.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

Дети должны знать:

- основные правила безопасности поведения на воде;

- правила личной гигиены;

- основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»);

- о водных видах спорта.

Дети должны уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

- плавать любым способом с полной координацией движений.

Способами определения результативности реализации данной программы является диагностика показателей навыков плавания у детей, посещающих кружок «Капелька», которая проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

• спортивные развлечения и праздники на воде;

• спартакиада дошкольников по плаванию на базе МДОУ.

Методическое обеспечение

программы дополнительного образования детей

Работа с педагогическим коллективом:

- Обучение планированию и режимным моментам

- Обучение формированию положительного эмоционального настроя перед занятиями (очень боязливых и после болезни, долго отсутствующих детей на занятиях).

- Посещение и помощь в проведении открытых занятий и развлечений на воде.

Работа с родителями:

- Знакомство родителей с основными теоретическими знаниями и с практикой работы с часто болеющими детьми, закаливания их,

- проведение дней открытых дверей (посещение занятий любой возрастной группы),

- выпускные показательные выступления детей (как ребенок научился плавать за то время, которое он посещал детский сад).

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.
  2. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
  3. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
  4. Картинки с изображением морских животных.
  5. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
  6. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
  7. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».
  8. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
  9. Комплексы дыхательных упражнений.
  10. Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
  11. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Условия реализации программы и ресурсное обеспечение

Реализация программы предполагает наличие плавательного бассейна с специальным оборудованием, по количеству детей, занимающихся в кружке.

  • спортивное оборудование и инвентарь;
  • форма одежды (плавки(трусы), шапочка для бассейна);
  • информационное обеспечение (библиотека книг с играми и упражнениями по оздоровлению детей).

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Плавательные доски.

2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Надувные круги разных размеров.

5. Нарукавники.

6. Очки для плавания.

7. Поролоновые палки (нудолсы) .

8. Мячи разных размеров.

9. Обручи плавающие и с грузом.

10. Шест.

11. Поплавки цветные (флажки) .

12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

13. Технические средства обучения (музыкальный центр)

14. Диски с музыкальными композициями для проведения разминки, подвижных игр, релаксации).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора –общественника / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1984. -160 с.
  3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н. Волошина. – М.: АРКТИ, 2005. -108 с. (Развитие и воспитание).
  4. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина. - М.:, 2005.-143с.
  5. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.
  6. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  7. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974. -95 с.- (Азбука спорта).
  8. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.
  9. Лукашкова, И.Л. Дыхательная гимнастика: метод, рекомендации / И.Л. Лукашкова, Т.В. Мискевич, О.В. Савицкая. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. – 48 с.
  10. Макаренко Л.П. Юный пловец. /Л.П.Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -288с.
  11. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  12. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985. -80 с.
  13. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение,1991. -158 с.
  14. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
  15. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. -120 с.
  16. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.
  17. М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова «Раз, два, три, плыви...» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, ОБРУЧ, 2010г.
  18. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.- (Библиотека руководителя ДОУ).
  19. Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. – СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336 с.
  20. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.
  21. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

Литература для родителей.

1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.

4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.

6. Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»http://www.vidod.edu.ru

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2948 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2928 609