Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
14 минут 2664 657

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

Mahavkina.fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Махавкину Ирину Александровну, педагога-психолога ГБОУ АО СКОШ №31 г. Архангельска. Сегодня Ирина Александровна предлагает вашему вниманию программу коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов». Статья будет полезна преподавателям специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Краткий комментарий к статье от Ирины Александровны:
«В работах по специальной психологии умственно отсталых детей подчеркивается, что основным признаком интеллектуальной недостаточности является недоразвитие познавательной стороны деятельности. У детей указанной категории имеют место нарушения разной модальности и, соответственно восприятия объектов, явлений и ситуации. Особенности восприятия четко видны у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходимо корректировать и развивать перцептивно-мыслительную сферу за счет использования психомоторных и сенсорных процессов. И как показывает практика, это происходит под влиянием специального (коррекционного) обучения».
Профессионального чтения…



Программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

Для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Введение.
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей подчеркивается, что основным признаком интеллектуальной недостаточности является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляется и в сенсорно-перцептивном освоении детьми окружающего мира.
У детей указанной категории имеют место нарушения разной модальности и, соответственно восприятия объектов, явлений и ситуации. Особенности восприятия четко видны у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходимо корректировать и развивать перцептивно-мыслительную сферу за счет использования психомоторных и сенсорных процессов. И как показывает практика, это происходит под влиянием специального (коррекционного) обучения.  
ЦЕЛЬЮ данного курса является коррекция и развитие перцептивно-мыслительной сферы посредством использования психомоторных и сенсорных процессов, способствующей оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социальной адаптации в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач. Основная из них: обогащение чувственного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.    
Задачи:
•формирование и коррекция, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
•коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
•формирование и коррекция пространственно- временных ориентировок;
•совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
•обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
•коррекция недостатков моторики, совершенствование зрительно-моторной координации;                                                                                                                                                                                                                     

Данная программа была составлена на основе методических рекомендаций и разработок Удаловой Э.Я. и Метиевой Л.А. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии» и курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Но были внесены существенные изменения: выделены этапы реализации программы; расширено и доработано тематическое планирование; изменена сама структура программы (темы объединены в блоки в соответствии с каналами восприятия - зрительный, слуховой, тактильный); разработан и систематизирован комплекс упражнений по развитию психических функций, на основе ряда специальных литературных и интернет изданий.
Задачи формирование сенсорно-перцептивной деятельности на каждом этапе должны быть взаимосвязаны с общими задачами обучения и воспитания детей, и формулируются в соответствии с принципом направленности обучения на решение взаимосвязанных задач образования, воспитания и общего развития детей

На коррекционные занятия отводятся занятия по расписанию. Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно, усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятиях через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релак¬сации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие крупной и мелкой моторики;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие цвета, формы, величины; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.

Коротко остановимся на каждом разделе.

«Развитие крупной и мелкой моторики» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции психолога, что является в свою очередь основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
 Пальчиковую гимнастику, специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей (движения карандашом в воздухе, письмо ручкой в воздухе, обводка лекал и т.д.), упражнения на координацию движений рук («кулак-ладонь» поочередно и одновременно, др.) следует проводить 2-3 раза на каждом занятии по 2-3 минуты.

«Восприятие формы, величины и цвета предметов». Выделение формы, цвета и величины – обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия – основа развития интеллекта.
Основной задачей данного раздела является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития умственно отсталых детей становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов, но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать разные приемы измерения.

Раздел «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» обусловлен рядом особенностей зрительного восприятия умственно отсталых школьников, которые значительно затрудняют ознакомление ребенка с окружающим миром: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения и направлен на их нивелирование.

Раздел «Кинетическое и кинестетическое развитие».
предполагает проведение специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, физические упражнения на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию верхних и нижних конечностей, других частей тела. Это влияет на улучшение адаптации в пространстве и его более уверенном освоении, повышение работоспособности ребенка, статической и динамической выносливости

«Восприятие пространственных отношений» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом.  
В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у ребенка формируются следующие умения:
1. ориентироваться в схеме собственного тела;
2. определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;
3. моделировать пространственное расположение предметов;
4. ориентироваться на поле листа бумаги;
5. двигаться в заданном направлении и изменять его.

Для полноты ощущений об объектах окружающего мира в программу включены занятия, основной целью которых является развитие тактильно-двигательного восприятия.
Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий), определения их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

«Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»
«Особые» свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности, познаются благодаря совокупной работе анализаторов. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (понюхать, попробовать на вкус, взвесить на руке, полизать и т.д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представления ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются, и составляется целостное представление, что в дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Если представления ребенка неточные, неполные, он может путать предметы, не узнавать их нетипично ими пользоваться.
Особое значение придается развитию осязания, т.к. недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и, в дальнейшем, оперировании образами.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности умственно отсталого ребенка, имеют в своей основе, в том числе и недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. У умственно отсталых детей отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет и конкретным образом (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, В.Г. Петрова). Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозyачении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений осуществляется значительно медленнее, чем в норме. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слу-хового восприятия и слуховой памяти». Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых, речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение физических упражнений различного ритмического рисунка; имитационные (речевые и безречевые) упражнения; игру на детских музыкальных (шумовых) инструментах и т.д. Занятия по формированию слухового восприятия целесообразно использовать для выработки слухомоторных координации. Развитие общеинтеллектуальных умений начинается с развития зри¬тельного и слухового восприятия.

«Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, время года. Это сложный раздел программы для умственно отсталых учащихся, т.к. время как объективную реальности представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности.
Формальное заучивание слов (понятий), обозначающих временные категории, не приносит успеха. Только конкретная практическая деятельность, многократно закрепляемая через дидактические игры, выполнение заданий бытового характера, наблюдения и др., связанные с переживанием положительного эмоционального опыта в разные временные отрезки, поможет сформировать чувство времени и временные ориентировки.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе предложенной системы ле¬жит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например: развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие осязательных ощущений; или: упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти, др.). Для этого данные разделы были обледенены в блоки. Исходя из особенностей детей, педагог-психолог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделить из них приоритетную. Сложность выполняемых заданий различна для учащихся и зависит от уровня их развития. С плохо успевающими учениками психолог занимается индивидуально в ходе занятия.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомотори¬ки и сенсорных процессов школьники должны научиться:
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-давать полное описание объектов и явле¬ний;
-различать противоположно направленные действия и явления;
-видеть временные рамки своей деятельности;
-определять последовательность событий;
-ориентироваться в пространстве;
-целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-опосредовать свою деятельность речью.

Хотелось бы добавить, что своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607