Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Обучение детей играм с элементами спорта
16 минут 2213 721

Обучение детей играм с элементами спорта

Gridina foto2Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гридиной Олесей Викторовной, инструктором по физической культуре МБДОУ № 41 «Рябинушка» г.Сургут ХМАО-Югра. Сегодня Олеся Викторовна делится с нами профессиональным опытом по обучению детей играм с элементами спорта. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Олеси Викторовны:
«Обучение элементам спортивных игр предусмотрено  современными программами. Однако реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и требованиям, предъявляемым к детям в начальной школе. Попробуем проанализировать и решить данную проблему».
Полезного чтения…


Обучение детей играм с элементами спорта

Посмотреть статью в полной версии

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в нашем веке она становится первостепенной.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными) негативно сказываются как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Как и в воспитании нравственности и культуры, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. Эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей снижается  из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки педагогов по данному вопросу.
Интересные разработки по данной теме представлены в программе Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье». В ней чётко определены методы и приёмы работы, содержание обучения. Автор считает, что индивидуальные возможности детей развиваются в процессе обучения, подчинённом логике игры: игра – подводящая игра - специальная игра. И именно такая схема построения обучения принесёт положительные результаты.
Разработки профессора Е.В. Конеевой помогут закрепить полученные умения и навыки в игровой деятельности. Ею предложен подбор игр на каждый вид спорта: хоккей, футбол, волейбол, бадминтон, баскетбол. В её книге «Детские подвижные игры» ярко представлены оборудование и инвентарь для игр с элементами спорта, особенности методики обучения. Однако и  разработки Л.Н. Волошиной, и разработки Е.В. Конеевой  имеют узкую направленность, что не даёт возможности использовать их в качестве основных программ физического воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено  современными программами. Однако реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и требованиям, предъявляемым к детям в начальной школе.
Возможно причина этого в отсутствии целенаправленного подхода к организации обучения, форм, методов и приёмов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей.   
Таким образом, наиболее целесообразным можно считать структурно-  функциональную модель обучения детей играм с элементами спорта.
Под структурно-функциональной моделью подразумевается целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение детьми определенных знаний, умений и навыков, а также на развитие личности дошкольника.
Структурно-функциональная модель обучения построена на принципе всестороннего развития личности. Она опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития, а также системном подходе к воспитанию. Основой модели является исходный принцип педагогики и психологии, согласно которому игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
При составлении структурно-функциональной модели обучения детей играм с элементами спорта были учтены:
•Право каждого ребёнка на полноценное физическое развитие.
•Разные уровни развития детей.
•Исходные данные физического состояния каждого ребёнка.
Работа начинается с диагностики (оценкой реального уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых результатов). Далее работа планируется на основе объективной информации об основных параметрах физического состояния.
В структурно-функциональную модель обучения включёны следующие блоки:
1. Блок «Теоретическая подготовка». В этом блоке определены темы и содержание бесед с детьми об истории возникновения игр, включён познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку; почему игра называется так или иначе; из каких материалов изготовлен инвентарь и так далее. Планируются беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении. Дети овладевают материалом в процессе собственной активной деятельности при столь же активной направляющей работе взрослого. Таким образом, достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента:  ценностных ориентаций, мотивов и потребностей ребёнка, готовности его использовать свои знания, умения и способности для решения двигательных задач.  Обеспечивается интеллектуальное развитие детей, направленное на  формирование у них комплекса знаний о технике, действиях, функциях игроков, использование инвентаря, его подбор, устройство площадки, основные правила подвижных игр с элементами спорта.
2. Блок «Технико-тактическая подготовка» определяет основные направления обучения, включает перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе обучения. Объём и содержание знаний, которые дети должны усвоить, соответствуют возрастным особенностям их мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.
3. Блок «Нравственно-волевая подготовка» определяет направление работы по воспитанию морально-волевых и нравственных качеств, таких как: выдержка, настойчивость, целеустремлённость, дружелюбие, сопереживание.
4. Блок «Психическое здоровье». Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Предлагаемая ниже форма работы включает в себя: психогимнастику, психотехнические игры, аутотренинги.
Психогимнастика направлена на снятие напряжения, утомляемости, вспыльчивости, замкнутости, развитие внимания, памяти, регулировании эмоциональных состояний, на отражение отдельных черт личности, коррекцию отрицательных личностных особенностей. Основной акцент в ней сделан на обучение детей элементам техники выразительных движений и приобретении навыков в саморасслаблении.
Психотехнические игры способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка, ослаблению напряжённости, направлены на расширение внутреннего самопознания, умение строить свои отношения со сверстниками.
Аутотренинги учат детей управлять своим настроением, регулировать его, настраивать себя на достижение максимального проявления физических и психических возможностей, осуществлять контроль поведения, развивать себя как личность.
5. Блок «Умственное развитие» В процессе оптимизации двигательной активности детей следует создать такие ситуации, в которых активизируется умственная деятельность детей. В общеразвивающих упражнениях это работа со схемами, изображающие упражнения, В основных движениях – чтение карточек-схем, их составление, ориентирование в пространстве по схемам и знакам.
В подвижных играх – ознакомление с названием и правилами игры, ориентирование, составление плана игровых действий. Необходимо учить детей принимать активное участие в составлении и написании схем.
В психогимнастике – умение читать карточку-схему; посредством выразительных движений, мимики лица, позы, походки выражать разные эмоции, отдельные черты личности, настроение. Развитие таких психических процессов, как память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в сложившейся ситуации.
Дети овладевают изучаемым материалом в процессе собственной активной деятельности при столь же активной направляющей работе взрослых. Таким образом, достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента: ценностных ориентаций, мотивов и потребностей ребёнка, его готовности использовать свои знания, умения и способности для  решения двигательных задач.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в нашем веке она становится первостепенной.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными) негативно сказываются как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Как и в воспитании нравственности и культуры, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.
Эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей снижается  из-за недостаточного уровня теоретической и практической подготовки педагогов по данному вопросу.
Интересные разработки по данной теме представлены в программе Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье». В ней чётко определены методы и приёмы работы, содержание обучения. Автор считает, что индивидуальные возможности детей развиваются в процессе обучения, подчинённом логике игры: игра – подводящая игра - специальная игра. И именно такая схема построения обучения принесёт положительные результаты.
Разработки профессора Е.В. Конеевой помогут закрепить полученные умения и навыки в игровой деятельности. Ею предложен подбор игр на каждый вид спорта: хоккей, футбол, волейбол, бадминтон, баскетбол. В её книге «Детские подвижные игры» ярко представлены оборудование и инвентарь для игр с элементами спорта, особенности методики обучения. Однако и  разработки Л.Н. Волошиной, и разработки Е.В. Конеевой  имеют узкую направленность, что не даёт возможности использовать их в качестве основных программ физического воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено  современными программами. Однако реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и требованиям, предъявляемым к детям в начальной школе.
Возможно причина этого в отсутствии целенаправленного подхода к организации обучения, форм, методов и приёмов дифференцированного руководства процессом развития двигательных способностей.   
Таким образом, наиболее целесообразным можно считать структурно-  функциональную модель обучения детей играм с элементами спорта.
Под структурно-функциональной моделью подразумевается целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение детьми определенных знаний, умений и навыков, а также на развитие личности дошкольника.
Структурно-функциональная модель обучения построена на принципе всестороннего развития личности. Она опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития, а также системном подходе к воспитанию. Основой модели является исходный принцип педагогики и психологии, согласно которому игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
При составлении структурно-функциональной модели обучения детей играм с элементами спорта были учтены:
•Право каждого ребёнка на полноценное физическое развитие.
•Разные уровни развития детей.
•Исходные данные физического состояния каждого ребёнка.
Работа начинается с диагностики (оценкой реального уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых результатов). Далее работа планируется на основе объективной информации об основных параметрах физического состояния.
В структурно-функциональную модель обучения включёны следующие блоки:
1. Блок «Теоретическая подготовка». В этом блоке определены темы и содержание бесед с детьми об истории возникновения игр, включён познавательный материал: какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку; почему игра называется так или иначе; из каких материалов изготовлен инвентарь и так далее. Планируются беседы о коллективных действиях в команде, организации взаимопомощи в обучении. Дети овладевают материалом в процессе собственной активной деятельности при столь же активной направляющей работе взрослого. Таким образом, достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента:  ценностных ориентаций, мотивов и потребностей ребёнка, готовности его использовать свои знания, умения и способности для решения двигательных задач.  Обеспечивается интеллектуальное развитие детей, направленное на  формирование у них комплекса знаний о технике, действиях, функциях игроков, использование инвентаря, его подбор, устройство площадки, основные правила подвижных игр с элементами спорта.
2. Блок «Технико-тактическая подготовка» определяет основные направления обучения, включает перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе обучения. Объём и содержание знаний, которые дети должны усвоить, соответствуют возрастным особенностям их мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.
3. Блок «Нравственно-волевая подготовка» определяет направление работы по воспитанию морально-волевых и нравственных качеств, таких как: выдержка, настойчивость, целеустремлённость, дружелюбие, сопереживание.
4. Блок «Психическое здоровье». Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Предлагаемая ниже форма работы включает в себя: психогимнастику, психотехнические игры, аутотренинги.
Психогимнастика направлена на снятие напряжения, утомляемости, вспыльчивости, замкнутости, развитие внимания, памяти, регулировании эмоциональных состояний, на отражение отдельных черт личности, коррекцию отрицательных личностных особенностей. Основной акцент в ней сделан на обучение детей элементам техники выразительных движений и приобретении навыков в саморасслаблении.
Психотехнические игры способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка, ослаблению напряжённости, направлены на расширение внутреннего самопознания, умение строить свои отношения со сверстниками.
Аутотренинги учат детей управлять своим настроением, регулировать его, настраивать себя на достижение максимального проявления физических и психических возможностей, осуществлять контроль поведения, развивать себя как личность.
5. Блок «Умственное развитие» В процессе оптимизации двигательной активности детей следует создать такие ситуации, в которых активизируется умственная деятельность детей. В общеразвивающих упражнениях это работа со схемами, изображающие упражнения, В основных движениях – чтение карточек-схем, их составление, ориентирование в пространстве по схемам и знакам.
В подвижных играх – ознакомление с названием и правилами игры, ориентирование, составление плана игровых действий. Необходимо учить детей принимать активное участие в составлении и написании схем.
В психогимнастике – умение читать карточку-схему; посредством выразительных движений, мимики лица, позы, походки выражать разные эмоции, отдельные черты личности, настроение. Развитие таких психических процессов, как память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в сложившейся ситуации.
Дети овладевают изучаемым материалом в процессе собственной активной деятельности при столь же активной направляющей работе взрослых. Таким образом, достигается результат в формировании механизма мотивационно-потребностного компонента: ценностных ориентаций, мотивов и потребностей ребёнка, его готовности использовать свои знания, умения и способности для  решения двигательных задач.
Литература
1.    Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! М., 2004. 3-130с.
2.    Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004. 6-54с.
3.    Конеева Е.В. Детские подвижные игры. Ростов-на-дону., 2006. 128-184с.
4.    Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М, 2002. 7-249с
5.    Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. Ростов-на-дону. 2005. 3-243с.
6.    Миняева С.А Подвижные игры дома и на улице. М., 2006. 4-204с

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608