Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование блоков Дьенеша для развития сенсорной культуры дошкольников 4-5 лет
10 минут 2209 535

Использование блоков Дьенеша для развития сенсорной культуры дошкольников 4-5 лет

Ahmadishina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ахмадишину Гульнур Акрамовну, воспитателя    МАДОУ ДС № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Гульнур Акрамовна поделится своим профессиональным опытом по использованию блоков Дьенеша для развития сенсорной культуры дошкольников 4-5 лет. Статья будет интересна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Гульнур Акрамовны:

«Блоки развивают сенсорные способности, формируют математические умения, развивают психические процессы, и самое главное-речь. Дети приобретут культурный опыт деятельности и общения с другими детьми в ходе игровой деятельности».

Интересного чтения…


Использование блоков Дьенеша для развития сенсорной культуры дошкольников 4-5 лет

Введение

Актуальность сенсорного воспитания на сегодняшний день является приоритетным направлением в детских учреждениях.

Сенсорное воспитание-это целенаправленное развитие ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности ребенка.

В процессе всей жизни у детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего. Ничто так не формирует эмоции детей и не запоминается детьми надолго, как игра. Через игровую деятельность ребенок учится воспринимать мир в красках, звуках, запахах, то есть происходит развитие сенсорной культуры. На сегодняшний день имеется множество методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают сенсорное развитие детей. Наиболее эффективным дидактическим материалом для развития сенсорной культуры являются блоки З. Дьенеша.

Основная часть

1.Дидактический материал - логические блоки Золтана Дьенеша

Проблемами сенсорного воспитания занимались такие выдающиеся педагоги и психологи: А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева. Из зарубежных педагогов сенсорному воспитанию уделяли большое значение - это М. Монтессори, З. Дьенеш.

Одной из важнейших задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны человеком в процессе общественно-исторического опыта. Если ребенок знаком с эталоном и их словесным обозначением, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Логические блоки Дьенеша в последнее время завоёвывают все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствуют книги «Давайте поиграем» под редакцией Финкельштейн Б.Б.[4], а также «Занимательные игры и задачи для дошкольников» под редакцией З.А. Михайловой,[1] где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. Золтан Дьенеш - математик и психолог разработал логические блоки, которые содержат 48 геометрических фигур четырёх форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата. Все геометрические предметы имеют три основных цвета: красный, жёлтый и синий, два размера и два вида толщины.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствуют:

-развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

-логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, развитию речи.

2. Формы организации работы с блоками Дьенеша

Этот набор можно использовать, как дидактический материал на комплексных и интегрированных занятиях, решая задачи образовательных областей.

Как настольно-печатные игры (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»).

В сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Почта», «Кругосветное путешествие».

Использование логических блоков в аппликации, рисовании и моделировании предметов из геометрических фигур.

Для средней возрастной группы детей 4-5 лет круг обучающих задач при работе с логическими блоками значительно расширяется и усложняется.

После того, как дети усвоили признаки геометрических фигур, знакомим их со специальным кодом, графически изображающим эти признаки с помощью знаков-символов.

На 11 карточках условно обозначены свойства блоков: цвет обозначается пятном, форма - контурным изображением геометрической фигуры, размер-силуэт маленького или большого домика, толщина - изображением человеческой фигуры. На других 11 карточках свойства блоков перечёркнуты, что обозначает отрицание свойств, например не красный.

3.Практические игровые задания с логическими блоками для детей 4-5 лет

Приведу несколько практических игр для детей средней группы, которые работают с блоками Дьенеша   2 -й год.

Детям предлагаются карточки-символы свойств - блоков Дьенеша.

Игра «Путешествие колобка»

Дидактическая задача: расставить животных по тропинке в виде геометрических фигур.

Материалы: конверты с карточками-символами отрицания, карта путешествие, логические блоки Дьенеша.

Дети определяют фигуру колобка. На карте имеются символы животных в виде силуэтов животных. Воспитатель ведет рассказ от автора. Дети по очереди становятся персонажами сказки. Можно использовать теневой театр.

Покатился колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. Дети берут конверт с рисунком зайца и рассматривают карточки-символы. Пример, в конверте лежат карточки – отрицания. ( Большой домик,   квадрат, красный, прямоугольник, синий, толстый человек). Дети определяют, что заяц-это треугольник, но небольшой, тонкий, жёлтого цвета.

Таким образом, на протяжении всей сказки дети выстраивают дорожку - путешествия колобка.

Игра «Магазин»

Товар: карточки с изображением игрушек из геометрических фигур. У каждого ребенка 3 логические фигуры-денежки.

Дидактическая задача: выбрать игрушку, которая имеет эти геометрические фигуры.

Пример. Ребенок имеет 3 денежки: треугольники красного и синего цветов, круг жёлтого цвета. Он должен найти такую игрушку, которая бы имела хотя бы два свойства денежки.

Применение логических кубиков. Это дополнительный дидактический материал к блокам Дьенеша.

Игра проводится в малой группе детей.

Игра « Моя клумба»

Материал: круги, логические кубики.

Дидактическая задача: Дети по очереди подбрасывают кубик и находят цветок (блок), имеющий соответствующие признаки. К концу года дети определяют блок по нескольким признакам. После украшения клумбы цветы рассказывают о себе, какие они по цвету, форме, размеру.

4. Играем дома вместе с ребенком

Блоки Дьенеша использовать можно и в домашних условиях на развитие сенсорики, внимания, логического мышления у детей. Так же дома я предлагаю использовать различный бросовый материал для подготовки и проведения игр для детей.

Представляю несколько игр, которые можно проводить в домашних условиях. Они несложны в своих заданиях, но будут полезны детям.

Игра «Чудесный мешочек »

В мешочек укладываются различные игрушки, фрукты, овощи разной геометрической формы.

Дидактическая задача: определить на ощупь форму геометрической фигуры и название овоща или фрукта.

Игра «Угадайка»

Дидактическая задача: отгадать ребенку фигуру, используя только «Да», «Нет».

Такая игра не только развивает сенсорные ощущения, но и речь ребенка.

Например, вы спрятали красного цвета круг. Ребенок задает вопросы.

Это фигура синего цвета? (Нет)

Это фигура красного цвета? (Да)

Игра «Подели по их желанию»

Дидактическая задача: Разложи все фигуры по желанию животного.

Головоломка «Танграм»

По силуэтам рисунка, которые даны в данном готовом пособии, собираются фигуры определенного цвета и величины из геометрических фигур плоской формы.

Задания можно менять. Делить фигуры по величине, толщине, цвету. На сегодняшний день имеется множество дидактических игр, разработанных Б.Б Финкельштейн для каждого возраста.

Заключение

В заключении хочу сказать, что использование данного материала возможно с детьми от самых маленьких, до школы, и даже в начальной школе.

«Играть» с блоками нравится всем детям, независимо от того, какие задачи в это время решаются.

Для детей-блоки-это игра, а не занятие!

Таким образом, играя с блоками Дьенеша, мои воспитанники приобретут опыт универсальных действий, которые в дальнейшем помогут стать успешными как в школе, так и в жизни.

Блоки развивают сенсорные способности, формируют математические умения, развивают психические процессы, и самое главное-речь. Дети приобретут культурный опыт деятельности и общения с другими детьми в ходе игровой деятельности. Для этого необходимо использовать блоки системно, усложняя постепенно задания. Играя, ребенок учится без принуждения, этому способствуют блоки Дьенеша.

Литература

  1. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников. СПб. Издательский дом «Литера», 2000.-97с.
  2. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. Методическое издание. СПб. Акцидент,2000.-121 с.
  3. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей. Воронеж. ТЦ. «Учитель»,2006.-79с.
  4. Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб. Издательский дом «Литера», 2001.-98с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607