Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Медиазависимость как составляющая культуры медиапотребления в современном обществе
6 минут 2481 581

Медиазависимость как составляющая культуры медиапотребления в современном обществе

Andreeva foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Андрееву Александру Александровну, мастера производственного обучения ГБПОУ «Жирновский нефтяной техникум» г. Жирновск Волгоградской области. Сегодня Александра Александровна предлагает вашему вниманию статью на тему: «Медиазависимость как составляющая культуры медиапотребления в современном обществе». Данный материал будет интересен социальным педагогам, педагогам-организаторам.

Краткий комментарий к статье от Александры Александровны:

«В данной статье раскрываются ключевые понятия: медиапотребление, современное информационное пространство, информационное пространство. А также рассмотрены основные модели его функционирования медиа-пространства».

Интересного чтения…


Медиазависимость как составляющая культуры медиапотребления в современном обществе

Информационное пространство как феномен современной культуры привлекает к себе большое внимание исследователей. Механизмы его функционирования сложны и изменчивы. Информационные технологии проникают в разные сферы жизни, и образование не может оставаться в стороне. Мы наблюдаем процесс становления информационного общества. Успешность современного человека в профессиональной деятельности часто зависит от его способности находить, обрабатывать необходимую информацию. Эффективность ее поиска, критичность восприятия найденного и способность определить степень важности информации определяется уровнем культуры медиапотребления. Важнейшим этапом в формировании культуры медиапотребления является период школьного обучения, где происходит развитие осознанного потребления и профилактика медиапотребления.

Медиапотребление - это количество используемых информационных или развлекательных СМИ одним человеком или группой людей. Это понятие включает в себя чтение книг и журналов, просмотр фильмов и телевизионных программ, прослушивание радио и безусловно, взаимодействие с новыми видами медиа-технологий.

Современное информационное пространство - явление крайне не однородное и сложно поддающееся систематизации и классификации. Кроме того, медиа-пространство изменчиво и легко трансформируется в новые формы, приспосабливаясь к достижениям научно-технического процесса и ориентируясь на появляющиеся вкусы медиа-потребителей, а иногда и формируя их. Однако, несмотря на сложность изучения современного медиа-пространства, можно выделить две основные модели его функционирования.

Первая модель - культуро-центрированная, имеет свои истоки в далёком прошлом человеческой цивилизации, так как с древних времён производство информации было неразрывно связано с творческим поиском общепонятных способов выражения чувства и мысли, с созданием ёмкой по смыслу символики, позволяющей передавать от поколения к поколению все значимые элементы коллективного опыта. Поэтому при анализе исторических реалий развития информационного пространства, можно легко обнаружить, что исходно ценностно-смысловое ядро социальных институтов, ответственных за производство знаний и передачу информации представляло собой синтез идей государственного строительства и архетипически заданных образов национальной культуры. Культуро-центрированная модель функционирования СМИ предполагает приоритет производства и распространения общезначимых сведений (например, правового характера), информации узкопрофессиональной направленности, что наиболее часто находит выражение в деятельности датируемых государством и отдельными ведомствами издательств, телеканалов, интернет-сайтов. Конечной целью деятельности СМИ в данном случае выступает сохранение этнокультурного единства и важнейших для отдельных граждан и всего общества норм и ценностей.

Вторая модель - рыночно-ориентированная, предполагает не столько производство информации, сколько создание непрерывного потока стимулов. В этом потоке каждое сообщение рассматривается как действующий или потенциальный стимул для формирования желаемого поведения потребителей, что находит широкое применение в технологиях прямой и косвенной рекламы. Таким образом, эталонным медиа-сообщением является сообщение с максимальным стимулирующим эффектом, а эталонным медиа-текстом, является тот, который в максимальной степени актуализирует эмоционально-потребностную сферу личности.

Важной особенностью рыночно-ориентированной модели является то, что в ней любая производящая информацию оргструктура (печатный орган, телеканал или радиостанция) со всеми имеющимися человеческими ресурсами, предстаёт в виде достаточно предсказуемой «социальной машины». Каждая деталь этой машины, при необходимости, может быть модернизирована, каждая операция откорректирована. Личное мнение телеведущих или гражданская позиция журналистов, представляют ценность, только в том случае если они удачно совпадают с соответствующей позицией руководителей/собственников медиа-компании.

Отметим, что рыночно-ориентированные масс-медиа находятся в непрестанных поисках различных форм и методов стимулирования определённых эмоциональных реакций или стратегий поведения потребителей, что затрагивает, прежде всего, молодёжную аудиторию. Для этого создаются самые различные медиа-тренды, декларируются новые направления в развитии музыки, моды, киноискусства, искусственно выращиваются субкультуры и тиражируются персонифицированные образы их носителей. Как следствие, одним из результатов функционирования рыночно-ориентированной модели СМИ является подмена традиционной ценностно-смысловой основы национальной культуры её имитацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арутюнян, А. К. Кризис технологии потребления информации [Текст] / А.К.Арутюнян // Магия ПК. – 2001. – № 9. – С. 43-47.
  2. Бабич, И.Н. Совершенствование учебно-воспитательного процесса школы в условиях функционирования образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий [Текст] :автореф. дис… канд. пед. наук / И.Н.Бабич. – М. : Институт информатизации образования РАО, 2006. – 21 c.
  3. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы [Текст] / П.Винтерхофф-Шпрук. – М. : Гуманитарный центр, 2007. – 288 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4214 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4339 609