Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование коммуникативной культуры концертмейстера в классе сольного пения
9 минут 2982 942

Формирование коммуникативной культуры концертмейстера в классе сольного пения

Kozhevina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Кожевину Светлану Александровну, преподавателя, концертмейстера МАУДО «Рефтинская детская школа искусств» п. Рефтинский Свердловской области. Сегодня Светлана Александровна делится с нами своим педагогическим опытом по формированию коммуникативной культуры концертмейстера в классе сольного пения . Статья предназначена для концертмейстеров класса сольного пения детских школ искусств, детских музыкальных школ.

Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

«В данной статье раскрываются основные коммуникативные качества необходимые для успешной деятельности концертмейстера».

Интересного чтения…


Формирование коммуникативной культуры концертмейстера в классе сольного пения

Деятельность концертмейстера в классе сольного пения глубоко специфична и требует определенных умений и навыков. Она предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством сугубо специфических умений и навыков. Хороший концертмейстер должен знать природу певческого голоса и основ певческого дыхания, обладать общей музыкальной одаренностью, развитым слухом, воображением, артистизмом, быстро осваивать нотный текст, бегло читать с листа и транспонировать. Таким образом, работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую и педагогическую направленность.

Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Совместный характер исполнения накладывает на участников ансамбля особые обязательства. Из этого следует, что полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него развитых коммуникативных качеств.

Для того чтобы установить специфику коммуникации средствами музыкального искусства, необходимо, прежде всего, проанализировать содержание понятия «коммуникация», прочно вошедшее в систему современных научных знаний.

В общефилосовском плане коммуникация (передача, сообщение) представляет собой, по определению А.Бабайцева «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия» и, одновременно, - «одну из основ человеческой жизнедеятельности». При этом действия, ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основной функцией коммуникации считается достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуникацию можно рассматривать также как информационную взаимосвязь субъекта с тем или иным объектом, равно как и между субъектами в процессе их активного взаимодействия.

В педагогике термин «коммуникация» применяют для характеристики связи между субъектами деятельности общения, лишенной практической (материальной) составляющей и проявляющейся в обмене информацией в широком смысле: сюда может входить вербальная и невербальная (в том числе музыкальная) информация. Обмен любыми знаковыми системами и духовный обмен.

Проанализируем характер творческих взаимоотношений, складывающихся в процессе деятельности вокалиста и концертмейстера:

1.Мотивы межличностного общения ансамблистов отражают их художественные потребности и профессиональные интересы. В отличие от так называемого модального общения («общения ради общения») межличностное общение музыкантов-исполнителей обусловлено целями их предметной деятельности, связанной с интерпретацией музыкальных произведений.

2. В процессе исполнения музыкальных произведений концертмейстер и вокалист общаются между собой, вступая в коммуникативные отношения средствами музыкального искусства.

Необходимо выделить основные качества, участвующие в формировании коммуникативной культуры музыкантов. Вышеназванные качества разнообразны и могут включать в себя как наиболее общие свойства, такие, как общительность и контактность, так и качества, востребованные именно для деятельности концертмейстера. В контексте взаимоотношений концертмейстер-вокалист на первый план выходят качество адаптивности, качество деятельной эмпатии и художественной антиципации.

Качество адаптивности (от лат. – приспособляю) относится к числу важнейших коммуникативных качеств. Под адаптивностью в психологии понимают тенденцию функционирования целеустремленной системы, определяющуюся соответствием между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами, включая готовность индивида к пересмотру привычных решений, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства (В. Петровский). В ансамблевом исполнительстве (взаимодействии – концертмейстер-вокалист) вышеназванные свойства личности, интегрированные в качество адаптивности, помогают оптимизировать процесс общения, направить его в конструктивное русло благодаря гибкому приспособлению к социальной среде и друг другу субъектов коммуникации.

Поскольку целью деятельности участников музыкального ансамбля (концертмейстер-вокалист) является интерпретация музыкальных произведений, необходимость приспособления музыкантов друг к другу можно определить как ансамблевую адаптивность. Потребность в согласовании и соподчинении намерений исполнителей заявляет о себе уже на стадии формирования «рабочей гипотезы исполнительского замысла» (С. Савшинский). Участников ансамбля может сблизить и увлечь совместная работа с музыкальным и поэтическим текстом – так называемый «текстологический анализ произведения». В ходе подобной работы высказываются различные точки зрения, что значительно оживляет процесс межличностного общения. Поскольку цели совместной профессиональной деятельности требуют от музыкантов нахождения в данном вопросе полного взаимопонимания, выработки общей творческой позиции (на основе неизбежных в этом случае компромиссов и взаимной адаптации индивидуальных художественных представлений), развитие качества ансамблевой адаптивности становится крайне необходимым.

Говоря о музыкальном ансамбле, уместно упомянуть и то, что в данных взаимоотношениях (концертмейстер – вокалист) важным и востребованным становится также и качество деятельной эмпатии.

Поскольку содержанием музыки являются обобщенные человеческие эмоции (Б.Теплов), закономерно назвать данное качество искусством эмоционального переживания и сопереживания. Для музыкантов мало понимать цели своей деятельности, достичь определенного уровня в развитии качества адаптивности. От них требуется нечто большее: стать целостной художественно-исполнительской структурой, в основе функционирования которой – общность художественно-эмоциональных переживаний. Только при этом условии у них появляется возможность увлечь своим исполнением слушателей, вызвать живую эмоциональную реакцию на музыку, разбудить фантазию и воображение, необходимые для создания ситуации художественного со-творчества субъектов музыкальной коммуникации. Приступая к работе с тем или иным вокалистом, концертмейстеру необходимо выявить особенности темперамента и характера исполнителя, его взгляды и музыкальные пристрастия. Все это в дальнейшем существенно облегчает процесс взаимодействия музыкантов.

Также концертмейстеру необходимо развивать еще одно востребованное в ансамблевой деятельности качество – качество взаимной художественной антиципации. Выражается оно в умении предчувствовать и предугадывать художественно-исполнительские намерения партнеров (Р.Давидян). Данное качество имеет большое значение как в репетиционной работе музыкантов, так и на стадии концертного исполнения репертуара. Причем в последнем случае – в особенной степени, поскольку исполнение на концертной эстраде, вследствие волнения музыкантов, почти всегда сопряжено с элементом неожиданного, импровизационного, требующего мгновенной реакции со стороны музыкантов. Обладая способностью предвосхищать «развитие событий», опытные исполнители-профессионалы выйдут с честью из любой непредвиденной ситуации, которая может возникнуть в условиях публичного выступления.

Суммируя все изложенное, мы пришли к следующим выводам:

Профессионально-коммуникативные качества музыканта-исполнителя – это совокупность социально ориентированных, имеющих художественную направленность свойств личности, проявляющихся в активизации коммуникативной деятельности средствами музыкального искусства. Вышеназванные качества необходимы для различных видов музыкально-исполнительской деятельности. Взятые вместе, они дают целостную картину взаимосвязей, складывающихся между субъектами музыкальной коммуникации.

Работа концертмейстера в классе сольного пения создает благоприятные предпосылки для формирования необходимых коммуникативных качеств. Последние оказывают самое непосредственное влияние на процесс формирования коммуникативной культуры музыканта, обеспечивая эффективность этого процесса. Испытывая взаимную симпатию и психологически дополняя один другого, концертмейстер и вокалист в процессе совместного творчества интенсивно развивают свои профессиональные качества. Результатом подобного совместного со-творчества субъектов музыкальной коммуникации становится яркое и одухотворенное исполнение, способное увлечь слушателей и вызвать живую эмоциональную реакцию.

Список литературы:

1.Бабайцев А.Ю. Коммуникация. Новейший филосовский словарь, М., Книжный дом, 2003.

2. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1926

3. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988

4. Доливо А.Л. Певец и песня. М.; Л., 1948

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961.

6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002.

7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая         деятельность. Музыка в школе - 2001 - № 4

8. Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля. Ек., 2007.

9. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972.

10. Мур Джеральд Певец и аккомпаниатор. М., 1987

11. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,2002.

12. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., Л., Музыка,1964.

13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л., Академия пед.наук, 1947. 

14. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.

15. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4388 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4524 609