Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музыке надо учить всех, в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами нужно не только всех, но лишь очень немногих
9 минут 1105 355

Музыке надо учить всех, в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами нужно не только всех, но лишь очень немногих

Zhabina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Жабиной Натальей Анатольевной, преподавателем МБУ ДО «Ливенская городская ДШИ» г. Ливны Орловской области. Сегодня Наталья Анатольевна предлагает вашему вниманию статью «Музыке надо учить всех, в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами нужно не только всех, но лишь очень немногих». Данный материал будет интересен преподавателям музыкальной школы, школы искусств, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Натальи Анатольевны:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

Интересного чтения…


Музыке надо учить всех, в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами нужно не только всех, но лишь очень немногих

Работа педагога-музыканта сложный и многогранный процесс. Особая сложность профессии в широте задач стоящих перед педагогом в сфере эстетического образования. Педагог должен подходить к их решению творчески. Он должен стараться и учащихся научить творческому подходу к занятиям. Очень жаль, что изменилось отношение к обучению в школах дополнительного образования. Мы не имеем большого выбора среди поступающих: принимаем и одаренных детей и детей с менее развитыми способностями. Они все разные. Но у них у всех в начале обучения есть огромное желание учиться прекрасному, учиться исполнительству. Основная задача и призвание преподавателя – выявить и развить лучшие задатки каждого ученика. Научить слушать музыку, открыть её эстетическую ценность. Но главное – способствовать формированию личности учащегося. Бесспорно, воспитать музыкальность у ученика, может лишь тот, кто сам является хорошим музыкантом, любит, понимает и чувствует музыку, кто совершенствует свое мастерство и расширяет область своих познаний. Из опыта работы с малоспособными учениками пришла к выводу, что мы вместе, ученик и учитель, учимся новым отношениям, познавая новые методы обучения, а я обогащаю опыт своей работы.

В классе у меня 17 учеников. Все с разной степенью подготовки и разными музыкальными данными. Отсутствие одаренности проявляется у детей по-разному: у кого-то не развит слух, кто-то не ритмичен, у некоторых слабая память, рассеянное внимание, плохая координация движений. Нельзя допускать насмешек и упреков к менее способным ученикам, к их недостаточной подготовке. В классе должна быть обстановка здорового соперничества и бережного отношения к личности учащегося. Надо предотвратить его внутреннюю зажатость, чтобы ученик был на уроке раскрепощенным, активным, уверенным в своих силах. Важно создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доброжелательности, творчества. От преподавателя, у которого в классе есть малоспособные учащиеся, требуется большая выдержка, терпение и большое желание развить, пусть скромные, задатки своего ученика. Для начала я изучаю условия его жизни в семье: кто родители, их семейные традиции, отношения в семье, есть ли условия для учебы, тип воспитания. Необходимо побеседовать с учащимся о его отношении к учению: какие предметы у него любимые, как готовятся занятия. Немаловажным является его отношение к друзьям, родителям, учителям. Важно определить тип мышления и памяти: как усваивает учебный материал, внимателен ли, любит ли фантазировать, остроумен, чем занимает свой досуг. Это дает возможность прогнозировать развитие учащегося, предвидеть трудности в учении, создать для его развития наиболее благоприятные условия.

Я всегда старюсь хорошо продумать индивидуальный план учащегося. Конечно, программа обязательно должна быть с ним согласованна: я исполняю произведения, он выбирает понравившиеся для изучения. План-это больше чем список произведений, намеченных к изучению. План-это педагогический диагноз и прогноз. Ведь не все задатки ученика видны ясно сразу. И от педагога зависит, смогут ли они «расцвести». Ученику нужны не только сложные произведения, развивающие его потенциальные возможности. Должны быть и легкие, которые он будет исполнять в кругу друзей или семьи с большим воодушевлением, свободно, уверенно. Для менее одаренных детей тоже необходимо включать в репертуар произведения, превышающие его уровень развития. Этим обеспечивается хоть какое-то движение вперед.

Важным этапом для малоспособных детей является чтение с листа, подбор знакомых песен по слуху. Чтение с листа развивает его самостоятельность в работе с текстом. Я стараюсь заниматься чтением каждый урок, чтобы нотная запись не была для учащегося психологическим барьером. У некоторых учеников не хватает способностей к подбору, но он, мысля схематично, сумеет легко транспонировать. Может ему не удаются технически сложные произведения, но он всей душой чувствует кантилену.

Еще я считаю, что для таких детей большую роль играют их концертные выступления. Это и академические концерты, и зачеты по ансамблю. Это классные концерты, в которые необходимо включать выступления всех учащихся класса. С малоспособными учениками стараюсь больше играть в ансамбле, чтобы они чувствовали мою поддержку и верили в свои силы. Ведь даже самая маленькая удача может их воодушевить. И они отзовутся доброжелательностью и большим трудолюбием. Будут заниматься с усердием, будут стремиться играть лучше, чтобы заслужить похвалу и получить высокий балл. Ни в коем случае нельзя высказывать свое неудовольствие после неудачного выступления на экзамене или концерте. Это может повлечь за собой «боязнь сцены».

Благодаря внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, стимулируется интерес учащихся. Особенно эффективны для обучения игре на фортепианно принципы работы с аудио материалом: включаю диск с оркестровой партитурой, а ребенок в это время исполняет несложный мотив одной или двумя руками. Для детей это не составляет труда, приносит удовлетворение и очень увлекает.

У малоодаренных детей необходимо пробуждать интерес к занятиям музыкой. Применять на уроках музыкальные загадки, ребусы, игры. Предложить ученику придумать образ или сказку к программной пьесе. Конечно, повторюсь, все дети разные. Иногда после занятий чувствую неудовлетворенность, и опускаются руки. Совершенствуя методы работы с такими учениками, приятно увидеть положительные результаты своего труда. И это воодушевляет больше, чем занятия со способными, но нестарательными учениками.

С малоспособными учениками надо быть более выдержанными и терпеливыми. Им требуется, как можно более подробно записывать домашнее задание. Оно должно быть не большим по объёму (в основном это закрепление классной работы), но точно выполненным и доступным для понимания.

Велика роль родителей в успешном обучении ребенка. Родители, заинтересованные в развитии своих детей, понимающие их, смогут стать для преподавателя лучшими помощниками. Они должны понимать: все что делает учитель – для счастья их ребенка. Если у родителей есть возможность посещать уроки, они смогут дома проконтролировать и помочь ему. От этого зависит дальнейшее обучение.

Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятия с огромным желанием. Заложенные в начале обучения любовь к музыке, умение слушать, пианистические навыки – сыграют решающую роль в дальнейшем обучении ребенка. Даже если они не сделают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности. Они любят свою школу, своих преподавателей, друзей с которыми учатся. Наши дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Развить эти способности, создать условия для расцвета одаренности ребенка - задача дополнительного образования. Чтобы музыка для ученика была миром позитивных переживаний, несла ему радость.

Современный преподаватель должен быть направлен на детей, пусть не всегда талантливых от природы. Обладать коммуникативными качествами, умением использовать в своей работе разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - написал русский историк В.О.Ключевский.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607