Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Содержание работы социального педагога в учреждениях среднего профессионального образования
9 минут 2141 515

Содержание работы социального педагога в учреждениях среднего профессионального образования

Andreeva foto copy copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Андрееву Александру Александровну, мастера производственного обучения ГБПОУ «Жирновский нефтяной техникум» г. Жирновск Волгоградской области. Сегодня Александра Александровна познакомит вас с содержанием работы социального педагога в учреждениях среднего профессионального образования. Статья будет интересна для социальных педагогов, педагогов-психологов, а также всех заинтересованных лиц.

Краткий комментарий к статье от Александры Александровны:

«Данная статья посвящена вопросам содержания работы социального педагога в учреждениях среднего профессионального образования, а именно: основные должностные обязанности социального педагога в учреждении СПО, деятельность социального педагога в учреждении СПО, основная цель деятельности социального педагога в плане гражданского становления студентов, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание».

Познавательного чтения…


Содержание работы социального педагога в учреждениях среднего профессионального образования

Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении СПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог:

- организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

- изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и учреждением, семьёй, средой, органами власти;

- способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

- создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, учащимся с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

- участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции, социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся.

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей,их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля учащегося, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с молодежью в системе учреждений СПО.

В системе учреждений СПО авторами социальной инициативы выступают социальный педагог, психолог, преподаватель (мастера производственного обучения), объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.

Таким образом, социальный педагог в учреждениях СПО имеет очень широкий спектр деятельности.

Учащимся и их родителям он оказывает следующие конкретные виды услуг:

-       помогает в адаптации детей при поступлении в учреждения СПО;

-       предупреждает конфликты, которые по различным причинам могут возникнуть в коллективе, помогает разрешить конфликтную ситуацию на ранней стадии и предотвратить развитие более серьезных проблем; помогает учащимся учреждений СПОв формировании навыков решения проблем, управления стрессом; обучает их социальным навыкам и др.;

-       выступает посредником между учреждением СПО и семьей;

-       служит связующим звеном между родителями и коллективом учреждения СПО;

-       помогает школьникам преодолеть преграды, мешающие им посещать учреждения СПО и успевать на занятиях;

-       предупреждает и снижает отрицательное влияние факторов риска на жизнь учащихся как в стенах учреждения НПО, так и вне их.

Кроме того, вместе с коллективом учреждения СПО социальный педагог:

-       участвует в педсоветах, родительских собраниях и других совещаниях, посвященных школьной жизни;

-       проводит консультации с преподователями и мастерами по различным социально-педагогическим проблемам в целях содействия улучшению условий жизни учащихся в учреждении СПО;

-       организует сотрудничество с педагогического коллектива учреждения СПО с другими специалистами;

-       оказывает помощь в оценке и анализе дисциплинарных проступков учащихся учреждения СПО.

Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив студентов и взрослых является гражданское становление учащихся, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в учреждении СПО, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по:

-       разъяснению государственной политики в области молодежного движения, оказанию помощи в программировании и проектировании деятельности молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;

-       организации активного сотрудничества общественных объединений с государственными структурами, спонсорами, неправительственными организациями, средствами массовой информации;

-       разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися учреждений НПО;

-       созданию эффективной системы материально-финансовой, организационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в учреждении СПО; обеспечение бюджетного финансирования организации и координации молодежного движения;

-       установлению и развитию контактов с молодежными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями молодежного движения;

-       решению вопросов занятости молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;

-       созданию системы подготовки лидеров молодежных общественных объединений;

-       содействию молодежному предпринимательству;

-       совершенствованию системы эстетического воспитания молодежи, развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи;

-       поддержке талантливой молодежи в реализации их собственной художественной и созидательной природы.

Таким образом, вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся и сотрудников учреждения СПО, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесов, С. В. Тесты в социологическом исследовании / С. В. Аванесов. — М.: Наука , 1982. – 320 с - С.148
  2. Агешкина, Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. / Н. А. Агешкина. - М.: Омега-Л, 2007. - 160 с.
  3. Андреева, Г. В. Социальная психология семейных отношений / Г. В. Андреева. – СПб.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 527 с.
  4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: МГУ, 2007. – 416 с.
  5. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика. / Батышев С. Я., Романцев Г. М., Гершунский Б. С. и др. - М. : Изд-во АПО, 2003. - 511 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608