Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Содержание и структура рабочей программы учителя по ФГОС нового поколения
12 минут 1892 610

Содержание и структура рабочей программы учителя по ФГОС нового поколения

Genchu foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Генчу Еленой Анатольевной, педагогом МБОУ «Школа № 30» г. Балашиха Московской области. Сегодня Елена Анатольевна в своей статье познакомит вас с содержанием и структурой рабочей программы учителя по ФГОС нового поколения. Статья будет интересна педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Елены Анатольевны:

«Показать различия в оформлении рабочей программы в связи с введением ФГОС нового поколения, разобрать каждый пункт составления рабочей программы, в частности титульного листа и таблицы тематического планирования на примере начальной школы».

Полезного чтения…


Содержание и структура рабочей программы учителя по ФГОС нового поколения

Посмотреть презентацию к статье

Цель: показать различия в оформлении рабочей программы в связи с введением ФГОС нового поколения

Задачи:

1.Разъяснить структуру составления рабочей программы по новым стандартам.

2. Пошагово разобрать каждый пункт составления рабочей программы.

3. Показать образец составления рабочей программы, в частности титульного листа и таблицы тематического планирования (на примере начальной школы).

4. Отразить данный материал в презентации (прилагается).

5. Уточнить понятия метапредметных УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные), личностных УУД.

Текст рабочей   учебной   программы   включает   в   себя следующие структурные компоненты (слайд 2): 

     Слайд 3 титульный лист (приложение 1);

     Титульный лист содержит следующую информацию:

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы;

- название учебного курса;

- указание параллели;

- ФИО разработчика программы;

- название населённого пункта;

- год разработки программы

пояснительную записку;

общую характеристику учебного предмета, курса;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 2);

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

(Слайд 5) Пояснительная записка раскрывает статус документа, его структуру, общую характеристику учебного предмета, место в базисном учебном плане с точки зрения формирования универсальных учебных действий. В ней должны быть отражены следующие моменты:

  • цели и задачи изучения предмета;
  • концепция, заложенная в содержании учебного материала с учётом контингента учащихся;
  • отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой;
  • сроки реализации рабочей учебной программы;
  • формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной Рабочей программе;
  • обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), пособия, входящие в учебно-методическийкомплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания.

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

     Общая характеристика раскрывает ведущие идеи курса.

     Описание места в учебном плане: кол-во часов в неделю, в год, контрольных, практических и т.д.

     Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, т.е шаги к нравственному развитию ребёнка на Ваших уроках

     В разделе «Планируемые результаты обучения и система оценивания» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательные результаты описываются по трём основаниям:

– личностные результаты изучения предмета (курса);

– метапредметные результаты изучения предмета (курса);

– предметные результаты изучения предмета (курса).

Планируемые результаты не должны быть ниже тех, которые сформулированы в

Федеральном государственном образовательном стандарте.

Результат образования, прописанный в Стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Раздел «Содержание учебного предмета» - основная часть программы, краткое описание основных учебных тем, модулей. При его разработке   следует   опираться   на   обязательный   минимум   содержания образовательных программ государственного федерального образовательного стандарта.

В тематическом плане, который составляется на весь срок обучения, раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Отдельно выделяются

- диктанты,

- контрольные работы,

- практические и лабораторные работы,

- учебные проекты,

- экскурсии,

- творческие работы и т.п.

Календарно-тематический план (слайд 7, 8) (приложение 2) должен содержать следующие обязательные элементы:

-         номер урока;

-         дату проведения урока (план/факт);

-         название темы урока;

-         планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные результаты);

-         формы текущего контроля;

-         оборудование (УМК, ТСО, дидактические, наглядные пособия и т.п.);

-         примечания (место для своевременных дополнений, корректировок программы, текущих записей).

(Слайд 9) Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:

- учебно-теоретические (учебники, учебные пособия);

- учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);

- учебно-справочные (словари, справочники);

- учебно-наглядные (альбомы, атласы, карты, таблицы).

(слайд 10, 11) «Использованная литература» - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Список литературы можно разделить на литературы для педагога и литературу для обучающихся.

Оформление рабочей программы.

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения.

Регулятивные учебные действия – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль – позволяют учащимся ставить учебные задачи, составлять последовательность действий, предвидеть конечный результат. )

Задание: Тебе нужно посадить цветок или наклеить обои в доме. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.

Предлагаемые действия: (…)

Познавательные учебные действия – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, создание алгоритмов действий; сравнение, классификация, вывод.

Применение творческих способностей для решения определённых учебных задач, проблем, способность находить новые пути.

Задание «Сколько значений у предмета».

Детям предлагается какой-либо хорошо известный предмет со свойствами, также хорошо известными. - Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Формирование личностных учебных действий направлено на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной   самореализации.

Освоить роль ученика; открыть для себя интерес к учению.

Задание: «В школьном коридоре кто-то уронил кожуру от банана. Миша бежал, наступил на неѐ ипоскользнулся…»

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций самого Миши, учителей, школьного охранника, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки; а что поэтому поводу мог бы подумать пол, сама кожура банана и др.

Коммуникативные учебные действия направлены на планирование сотрудничества учащегося с учителем и сверстниками, на разрешение конфликтов, на управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Задание:Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам).

Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их.

Дорогие родители!

Мне очень нужно, чтобы _________________

Хочу объяснить, почему мне это необходимо:

1) ___ 2) _______ 3) ___________

Чем новые образовательные стандарты отличаются от "старых"?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Краткие рекомендации к составлению рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета «__________________________» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по ________________ и на основе программы, разработанной __(кем)__________.

Специфика начального курса «_____» в том, что…

Учебный предмет изучается в _________ классе, рассчитан на ____ часов, в том числе на практические и лабораторные работы - ______ часов.

Курс направлен на….

Данный учебный предмет имеет своей целью:

Изучение предмета «________________________________________» способствует решению следующих задач:...

Методические подходы….

Принципы обучения…

Результаты изучения учебного предмета …(личностные, метапредметные, предметные)

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами)…

Содержание программы носит _______________ характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, …).

Описываются методические особенности тем.

Материально-техническое обеспечение программы

Итоговый контроль проводится в форме __________________.

Материалы контроля представлены в приложении.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в ________ классе учащийся должен: (в перечне указываются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия, умения и способы деятельности).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607