Дорогие друзья, мы рады познакомить вас Иткининой Тамарой Николаевной, воспитателем МАДОУ ДС № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Тамара Николаевна предлагает вашему вниманию проектную работу «Поэтапное формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Тамары Николаевны:
«Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой…».
Полезного чтения…
Проектная работа «Поэтапное формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Посмотреть статью в полной версии
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Дошкольное детство является важнейшим периодом для развития интеллектуальных качеств и творческого воображения. Одним из важнейших условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие ребенка, является работа по формированию речи. Взрослым (родителям и педагогам) важно не упустить наиболее благоприятный период в развитии ребенка, период, в котором закладываются основы будущей успешности ребенка.
В работе с детьми-дошкольниками учитывались изменения, происходящие в системе образования: внедрение альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий в практику массовой школы, неуклонное усложнение программы 1 класса и соответственно, повышенные требования к будущим первоклассникам. Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой. Общеизвестно: формирование каллиграфически правильного письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых, интеллектуальных качеств младших школьников.
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»- считал известный русский психолог Л.С.Выготский. Развитие «ручной умелости»– одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе. Методические рекомендации по овладению грамотой дошкольниками продолжают поиск эффективных методов обучения, обеспечивающих развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Но, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения грамоте в дошкольных учреждениях и исходя из собственного опыта, можно говорить о трудностях формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Большую группу детей испытывающих трудности в овладении графическими умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы. Незрелость моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором). Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма в школе, создает проблемы в обучении. В дошкольных учреждениях в процессе подготовки руки к письму не прослеживается система поэтапного совершенствования разнородных графических движений(умение писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, полуовалы и овалы и т. д.), что неправильно формирует графические навыки и умения, и не создает сенсомоторную основу для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Цели и задачи проекта.
Цель:
повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи по подготовке руки к освоению письму в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Задачи:
1.Создать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению графическими навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
2.Расширить систему педагогической работы по обучению грамоте, включив в нее упражнения по подготовке руки к освоению письма в школе.
3.Предупредить появление дисграфии, осуществляя мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, развивая зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие, внимание, память,
мышление, творческие способности.
4. Воспитывать самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.
Коррекционно-развивающая работа по подготовке руки к освоению письма в школе будет способствовать:
-- совершенствованию двигательных ручных умений и навыков;
-- развитию фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;
--формированию пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;
-- конкретизации знаний о структурных единицах языка;
-- приобретению умения слушать, понимать и выполнять установки педагога.
Содержание проекта.
В данном проекте соблюдаются основные позиции проектного обучения, в частности:
-- в центре внимания - ребенок;
--образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию;
--индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития;
--глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Вид проекта:
-- по направленности - практико-ориентированный;
-- по количеству участников - коллективный(22 ребенка);
--по контингенту участников - дети 5-7летнего возраста;
--по продолжительности - долговременный;
Этапы проекта.
1-й этап - создание предметно-развивающей среды .
На данном этапе систематизирован материал с разнообразными пальчиковыми играми, графическими заданиями и тренингами ,использование которых
способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
2-й этап- планирование.
На этом этапе составлен перспективный план работы с детьми. Он представлен двумя блоками, которые составляют содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста:
Блок1—комплекс игр и упражнений для детей старшей группы. Работа направлена на непосредственное овладение детьми технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Блок2—комплекс игр и упражнений для детей подготовительной группы. Работа направлена на закрепление графического образа печатных букв и умение писать их, подготовку руки к освоению письма в школе.
3-й этап- осуществление проекта.
На этом этапе решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению. Регулятором норм выступают следующие принципы:
--коррекционно-развивающее и воспитывающее обучение;
--активность в обучении , предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе обучения;
--систематичность, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала;
-- практическая направленность в обучении;
-- сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом. Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только при условии систематической работы с детьми, с учетом их возрастных и индивидуально-психофизиологических особенностей. Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все задания представлены в виде игр. Это позволит в доступной форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга. Занятия проводятся в совместной деятельности по подгруппам 5-6 человек, продолжительность одного занятия:
старшая группа—20-25 минут;
подготовительная группа—25-30 минут.
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития. Алгоритм поэтапного формирования графических навыков.
Первый шаг:
Учимся правильно сидеть.
Правильная поза при письме:
-- сидеть прямо;
-- опираться спиной на спинку стула;
-- не опираться грудью на край стола;
-- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
-- туловище, голову, плечи держать ровно;
-- обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
Второй шаг:
Учимся правильно держать карандаш и бумагу
Третий шаг:.
Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
Сначала учим детей ставить точки, с которых начинается движение, затем учим рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Ребенок должен научиться различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях. Используется нелинованная бумага. Самое главное- зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть равными.
Четвертый шаг:
Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.
Умение рисовать параллельные линии, понимание того, как это сделать, очень важный этап подготовки к письму, потому что параллельность всех штрихов придает почерку четкость, аккуратность, делает письмо более легким для восприятия и чтения. Обязательно показываем, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, а горизонтальные линии - слева направо. Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение. Важно только привлечь внимание ребенка и объяснить, какие линии считаются параллельными( можно дать самое простое объяснение- линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Нарушение параллельности нужно наглядно показать.
Пятый шаг:
Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые с разными направлениями движений.
При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).
Шестой шаг:
Учимся рисовать круги и овалы.
Главное внимание следует обратить на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребенка мысленно вписать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны такие графические задания:
- раскрутить спираль;
- закрутить спираль.
При выполнении этих заданий нужно попросить ребенка держать карандаш свободно( на весу. без опоры на мизинец), что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки.
Седьмой шаг:
Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
Выполнение задания научит ребенка свободно передвигать руку по строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача – именно умение передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом, постепенно, по узкой тропинке.
Восьмой шаг:
Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины
(вводим ограничительную линейку- строку).
Этот этап подготовки уже приближает ребенка к письму как таковому. Письмо букв связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, и где нижняя. Рисовать и писать просто вертикальные и горизонтальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определенную высоту, протяженность(ширину). Если дети научились начинать движение в определенной точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Это новая задача, поэтому надо объяснить, показать, уточнить, понял ли ребенок, что он должен делать.
Девятый шаг:
Учим печатные буквы и учимся писать их правильно.
Почти все дети в возрасте 5-6 лет знают печатные буквы и умеют их рисовать, но, как правило, рисуют( не пишут) их неправильно, коряво, штрихи несоразмерны, неверно соотношение элементов, очень часто зеркальное начертание многих букв и элементов. Поэтому очень важно на этапе подготовки к курсивному письму научить детей писать печатные буквы, уметь соотносить их со звуком, понимать, что буква –это условный знак, обозначающий звук. Можно показать им разные варианты начертания одной и той же буквы.
Десятый шаг: Учим элементы письменных букв.
Нужно показать детям сходство и различия в начертании печатных и письменных букв, объяснить, что есть основные элементы (части), из которых состоят буквы.
4-й этап-обобщение методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Опыт работы был представлен на педагогическом совете и рекомендован к применению педагогам дошкольного учреждения. Данный опыт также представлен для общего ознакомления на сайте дошкольного учреждения. Подана заявка для публикации опыта»Поэтапное формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» на всероссийском сайте педагогических идей «Открытый урок».
Партнеры
Детский сад осуществляет сотрудничество с учреждениями социума
Целевая аудитория
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты.
Полученные результаты мониторинга в старшей группе показали гарантированное высокое качество формирования графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. У детей отслеживается:
- умение выполнять графические задания самостоятельно, технически точно и правильно;
- сформированность внимания и контроля за собственными действиями;
- развитие пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Ожидается, что:
100% воспитанников овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями;
100% воспитанников закрепят графический образ печатных букв и умений писать их;
у 100% воспитанников будет подготовлена рука к освоению письма к школе.
Мониторинг отслеживания результатов детей старшей группы.
Цель выявить уровень овладения детьми технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Показатели:
Соблюдение элементарных гигиенических правил письма
- правильная посадка;
- положение листа;
- положение кистей рук;
- положение пишущего инструмента.
Написание линий, соотношение их со строкой
- прямые;
- наклонные;
- округлые линии;
- овалы.
Безотрывное и плавное обведение предметов по контуру.
Использование различных видов штриховок
- горизонтальная штриховка;
- вертикальная;
- по диагонали.
Условные обозначения:
в- задание выполнено правильно
с- задание выполнено с незначительной помощью педагога
н- задание выполнено неверно
Результаты:
Высокий уровень- 0%-43%
Средний уровень- 52%-52%
Низкий уровень- 48%-5%
Результативность
Результатом моей работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста можно считать следующие показатели:
- на 35% увеличились показатели высокого уровня выполнения графических заданий самостоятельно, технически точно и правильно;
- на 42% повысилось сформированность внимания и контроля за собственными действиями;
- на 25% повысилось сформированность пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Стабильность показателей обеспечили:
Оснащение предметно-развивающей среды
- создание уголка с традиционным и нетрадиционным оборудованием;
- подбор проблемных ситуаций;
- подбор литературы для детей и родителей.
2) Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по формированию графических навыков;
3) Деятельность кружка «Умные ручки».
Перспективы развития
В перспективе – широкое внедрение системы поэтапного формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем, в связи с переходом детей в подготовительную группу, создание рабочей тетради для детей 6-7-летнего возраста. Обобщение опыта для молодых педагогов ДОУ.
Список литературы.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель. 2006.
- Беззубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г.В.Беззубцева, Т.Н.Андриевская.- М.: ГНОМ и Д, 2004.
- Безруких М.М. Азбука письма. Ступеньки к школе / М.М.Безруких.-М.: Дрофа, 2000.
- Безруких М.М. Обучение письму: книга для учителя / М.М.Безруких.-М.: Просвещение,1997.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры у упражнения / С.Е. Большакова.- М.: ТЦ Сфера,2005
- Волина В.В. Праздник букваря / В.В.Волина.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.
- Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму / Т.А.Воробьева, Т.В. Гузенко._ Спб.: Литера, 2006.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.- Ярославль: Академия развития, 2005.
- Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1, №2, №3 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г.Галкина.-М.:Гном и Д, 2002.
- Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/ Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.-М.:Гном и Д, 2006.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.А.Глинка. СПб: Питер Пресс, 1996.