Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Хоменко Ольгу Валерьевну, заместителя заведующего по ВМР МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Ольга Валерьевна в своей статье познакомит с реализацией системно – деятельностного подхода при организации образовательной деятельности в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Ольги Валерьевны:
«Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования в части планируемых результатов освоения основной образовательной программы обращается на личность ребенка, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его инициативы, способностей. Психолого-педагогическими условиями личностного развития является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим сегодня о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании».
Профессионального чтения…
Реализация системно – деятельностного подхода при организации образовательной деятельности в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО
Посмотреть статью в полной версии
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде.
Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования в части планируемых результатов освоения основной образовательной программы обращается на личность ребенка, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его инициативы, способностей. Психолого-педагогическими условиями личностного развития является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы поговорим сегодня о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.
Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования.
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
обучение → деятельность → развитие.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активная деятельность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Технология деятельностного метода разработана еще в середине 1990 – х гг. За это время она прошла широкую практическую апробацию в школах и доказала свою результативность. Для дошкольного образования данная технология была адаптирована доктором педагогических наук Петерсон Людмилой Георгиевной, являющейся научным руководителем Института системно-деятельностной педагогики.
Ею была разработана технология деятельностного метода «Ситуация». Педагог, работающий в деятельностном методе, не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя и приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов – в зависимости от дидактичесикх целей, которые ставит воспитатель. Педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
Для того, чтобы развитие дошкольников были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция педагога: к детям не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ребенка: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Игровая задача – задача, решая которую ребенок выполняет учебные цели педагога.
Образовательная деятельность – управляемый образовательный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Таким образом, системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает данный подход от традиционного то, что в нем упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Педагог руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.
Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели - умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их решения.
Реализация новых образовательных стандартов в большей степени зависит от педагога, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в познании ребенком окружающего его мира. А для этого целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы организации образовательной деятельности:
- создание проблемных обучающих ситуаций;
- использование метода проектов.
- включение в образовательный процесс ИКТ – технологий
Используемая литература:
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996, с. 43. (См. в этой связи коллективную монографию «Философско-психологические проблемы развития образования» под ред., В.В. Давыдова, впервые вышедшую в 1981 г. и переизданную в 1994 г.)
- Важнейшая из них – Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986, См. также многочисленные публикации П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцова, В.И, Слободчикова, Б.Д. Эльконина и др.
- Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
- Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.
- Интернет-ресурсы: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-100699.html
www. vgf.ru
www.festival.1septembr.ru