Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Программа дополнительного образования детей «Маленький Актер»
15 минут 2177 716

Программа дополнительного образования детей «Маленький Актер»

Mamerdzaeva3 fotoДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Мамедрзаеву Гульсару Талгатовну, воспитателя МДОУ «Жемчужинка» п. Харп ЯНАО. Сегодня Гульсара Талгатовна предлагает вашему вниманию Программу дополнительного образования детей «Маленький Актер». Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Гульсары Талгатовны:

«Детство - это радость, игра и слияние с природой, театр - это волшебный край, в котором   ребенок живет, играя, а в игре он познает мир. Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребенок хочет сыграть роль героев из сказок. Как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр».

Творческого чтения…


Программа дополнительного образования детей «Маленький Актер»

Посмотреть статью в полной версии

Детство - это радость, игра и слияние с природой, театр - это волшебный край, в котором   ребенок живет, играя, а в игре он познает мир. Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребенок хочет сыграть роль героев из сказок. Как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи: развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого   соучастия.

Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление в нем самом нести в жизнь прекрасное и доброе. Искусство помогает дошкольникам построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятия целостного мира.     Все согласятся с тем, что, тот, кто по настоящему чувствует красоту человеческих поступков и отношений, красоту окружающего мира не способен на плохие поступки. В театрализованных играх-представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.         Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти и всех видов творчества (художественно- речевого, музыкально- игрового, танцевального, сценического). Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, честность, смелость, отзывчивость и другие), формируется опыт социальных навыков поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, он выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Поэтому и считаю, что воздействие театрализованной деятельностина формирование всесторонне развитой личности ребенка всегда актуально.

Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Гипотеза– если в развитии творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.

Новизна: систематизированы средства и методы театрально – игровой деятельности, обоснованно распределение их в соответствии с психолога - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обоснованно поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности песенной, танцевальной, игровой, импровизации, в процессе театрального воплощения и использование театральных постановок для показа другим возрастным группам с целью нравственного воспитания.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, эмоциональный двигательный контроль. Происходит условие социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. 

Принципы отбора содержания и реализации программы

В основу программы «Маленький актёр» положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

  • Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
  • Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  • Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с детьми.
  • Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов и походов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

1.2 Основной целью программы «Маленький актёр» является создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, через погружение в мир театра; подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством театра.

В программе выделено три типа задач:

первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта а, также коммуникативных особенностей ребенка средством детского театра.

второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимо для участия в детском театре.

третий тип – это развивающие задачи, которые направлены на развитие творческого воображения, творческой самостоятельности посредством театрализованной деятельности.

Задачи первого года реализации программы

  • Знакомить с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства
  • Создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  • Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий: воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
  • Учить: разыгрывать представления по знакомым литературным сюжетам, выразительно передавать игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах эмоциональные различные состояния; пользоваться прямой и косвенной речью, использовать монологическую и диалогическую речь; выразительноговорить, исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом, использовать различный тембр голоса в соответствии с характером героя; сочетать действия с игрушкой и речью.
  • Обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  • Воспитывать умение выражать своё отношение к поступкам героев, отличать добро и зло.
  • Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя при этом разные виды театра.
  • Воспитывать культуру музыкального восприятия;
  • Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актерского ремесла в каждом ребенке.

Задачи второго года реализации программы

  • Совершенствовать грамматический строя речи ребенка, его звуковой   культуры, монологической, диалогической формы речи.
  • Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  • Создать творческое художественное пространство, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
  • Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
  • Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
  • Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
  • Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

1.2 Ожидаемые результаты

  • Дети владеют правилами театрального этикета
  • Дети умеют: передавать характер героев, используя мимику, жест, интонацию, выразительную речь; самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей; взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в постановках спектаклей; придумывать разные сказки, рассказ; выражать настроение в рисунках и поделках
  • Дети проявляют интерес к театральному искусству
  • Имеют представление об истории театра. Знают названия кукол разных стран (Англия, Италия, Франция и т. д).
  • Имеют представление о поэтах и художниках.
  • Совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной.
  • Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
  • Повысится культурный уровень дошкольников.
  • У детей сформирован устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
  • Умение самостоятельно строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
  • 2.1. Методическое обеспечение

    Программа «Маленький актёр» предусматривает использование следующих методов и приёмов:

 

  • Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
  • Метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
  • Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.
  • Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются: занятия, беседы, этюды, рассматривание иллюстраций, виртуальные экскурсии, игры-инсценировки, игры - имитации, хороводные игры, подвижные, рассказ сказки по ролям, чтение сказки, эмоциональные и пантомимические упражнения, показ разных видов театра, спектаклей, просмотр театральных постановок актёров известных российских театров, импровизация, игры-   инсценировки и драматизация, рассказ детей, объяснение, чтение воспитателя, беседы, просмотр видеофильмов, обсуждение, разучивание произведений устного народного творчества, пантомимические этюды, словесные, настольные и подвижные игры. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Формы работы с родителями: консультации, беседы, фотовыставки, показ спектаклей, презентации, выставка рисунков, отчет о проделанной работе. Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы в учреждении имеется:

1. Помещение для занятий – театральная студия.

2.Оборудование: сценический подиум, сценические декорации, сценические костюмы, разные виды театра.

3.Информационное обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, фото и видеоматериалы.

4.МАТЕРИАЛЫ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММА.

Определением достижения планируемых результатов освоения программы является показ спектаклей для детей младшего возраста

Список литературы

 

  • Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва – 2003
  • Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» Просвещение -1991
  • Дошкольное воспитание
  • Картушина М.Ю. «Забавы для малышей» Творческий центр -2006 Список литературы:
  • Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  • И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. 3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. 4
  • Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г. 5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  • А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. 7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  • И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  • Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г. 10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). 11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  • . Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. 13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. 14. :Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  • Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» АРКТИ,2004г Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2267 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607