Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»
7 минут 5447 794

Мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»

Fedorisheva fotoДорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Федорищева Наталья Васильевна, заведующий отделом ГБУ ДО «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества» г. Белгорода. Наталья Васильевна предлагает вашему вниманию мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности». Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Натальи Васильевны:

«Мастер-класс представляет собой методические рекомендации определению готовности педагога дополнительного образования к инновационной деятельности»

Полезного чтения...


Мастер-класс: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»

Посмотреть статью в полной версии

Цель мастер-класса: определение инструментария оценки готовности педагога к участию в инновационной деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • определиться с понятием «готовность педагога к инновационной деятельности»;
  • определить основные пути и технологии формирования данного качества.

Оборудование мастер-класса:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Презентация мастер-класса.
  • Раздаточный материал.

Аудитория мастер-класса:

  • участники областного семинара «Инновационная деятельность и передовые технологии в организациях дополнительного образования»

Ход мастер-класса:

1.Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Краткая характеристика мастер-класса: тема, цели, задачи, деятельность.
  • Раздача диагностических материалов.

2. Теоретический этап.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях -важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Готовность педагога к инновационной деятельности понимается как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики.

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

1. Психологический(необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2. Теоретический(система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);

3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

В настоящее время педагоги образовательных учреждений находятся на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Поэтому остро встает вопрос о необходимости осуществления планомерного, системного и эффективного процесса диагностики готовности педагогов образовательных учреждений к инновационной деятельности.

Для реализации педагогической диагностики необходим эффективный инструментарий определения готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в образовательной организации.

После изучения теоретического аспекта по проблеме готовности педагогического коллектива к введению инноваций, нами были подобраны диагностические методики:

  • Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой);
  • Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина);
  • Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам»;
  • Анкета «Мотивационная готовность педагогического   коллектива к освоению новшеств»;
  • Анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций»;
  • Анкета "Определение уровня новаторства педагогов в коллективе";
  • Методика диагностики мотивационной среды;
  • Анкета «Определение мотивов трудовой деятельности педагогов»;
  • Тест-опросник творческого потенциала педагогов;
  • Диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности».

Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.

3. Практический этап.

Предлагаю остановиться на диагностической карте "Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности"

(участники семинара отвечают на вопросы анкеты).

Обработка результатов

На основе полученных результатов делаются выводы:

• о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности - набрано от 84 до 71 балла;

• достаточном уровне - от 70 до 55 баллов;

• низком уровне - менее 55 баллов.

Готовностьпедагоговкреализации инновационной деятельности низкого уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

Достаточный уровеньготовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

Литература

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2000 - 527с.
2.Аношкина В.Л., Резванов СВ. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РОИПКиПРО, 2001.-176с.
3.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982. - 151с.
4.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995.-176 с.
5.Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. - 2007—№ 3. - С. 35-38
6.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 516с.
7.Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - 211с.

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1165 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676