Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастер класс «Методические основы формирования вокальной позиции эстрадного певца»
12 минут 2554 831

Мастер класс «Методические основы формирования вокальной позиции эстрадного певца»

Malyushina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Малюшину Елену Ивановну, педагога дополнительного образования МБОУ ДО «Центр творчества «Гармония» г. Уфа Республики Башкортостан. Сегодня Елена Ивановна предлагает вашему вниманию мастер класс «Методические основы формирования вокальной позиции эстрадного певца». Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Елены Ивановны:

«Цель мастер класса: подготовка голосового аппарата к фонации в единой речевой позиции: координация фонационного дыхания и фонации, координация работы мышц голосового аппарата, позиционному артикулированию. Задачи мастер-класса: познакомить с современными научными данными о певческом голосообразовании эстрадного певца; познакомить с методами вокального обучения с учётом особенностей их применения»

Познавательного чтения…


Мастер класс «Методические основы формирования вокальной позиции эстрадного певца»

Цель мастер класса: подготовка голосового аппарата к фонации в единой речевой позиции: координация фонационного дыхания и фонации, координация работы мышц голосового аппарата, позиционному артикулированию.

Задачи мастер-класса:

  • познакомить с современными научными данными о певческом голосообразовании эстрадного певца;
  • познакомить с методами вокального обучения с учётом особенностей их применения.

для кого: Директоров Калининского района городского округа город Уфа РБ;

автор: Малюшина Елена Ивановна зав. музыкально-сценическим отделом, педагог по эстрадному вокалу высшей категории, отличник образования РБ.

участники: учащиеся объединения «Ремиф».

Материалы по тематике мастер-класса:

  • Буклет упражнений для вокалистов по методике Золотарёвой;
  • Песни: «Вышита сорочка», «Музыка»;
  • Усилительная аппаратура, микрофон;
  • Фортепиано.

Любая методика обучения и воспитания – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт передаётся от одного поколения другому и формируется новый опыт жизнедеятельности людей.

В древние и средние века основной задачей обучения и воспитания в обществе считалась подготовка к светской жизни, поэтому использовались догматические методы, в основе которых лежало заучивание. Эпоха великих открытий потребовала от членов человеческого сообщества не только механического освоения новой информации, но и активного применения её в путешествиях, открытие дальних земель, механизации труда. В отечественной педагогике советского периода часто применялся метод готовых знаний, что заставляет до сих пор изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приёмы.

В целом учебный процесс – это единство содержания, приёмов, методов и других организованных форм обучения. Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого в важности и целесообразности решения конкретной задачи определённым способом (используя определённый метод, а чаще всего группу методов), затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определённой суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи (применяя определённые методы педагогического воздействия); на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки (применяя определённые методы педагогического воздействия).

Таким образом, для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  1. убеждения;
  2. убеждения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка.

Методы педагогического воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолировано, вне связи друг с другом.

Выбор методов обучения и воспитания в процессе деятельности преподавателя – это педагогическое искусство, педагогический опыт, методики и интуиции.

На современном этапе развития музыкальной педагогики в подготовке юного музыканта любого уровня процессы обучения и воспитания нацелены, прежде всего, на развитие творческой личности учащегося, её духовных, моральных и нравственных основ. Система гармонического развития личности учащегося на современном этапе признана эффективной и отвечающей требованиям и нормам современного общества. Именно поэтому музыкальная педагогика как наука, изучающая музыкальное обучение и воспитание, призывает, прежде всего, не учить, а развивать.

Работа артикуляционного аппарата в пении.

У некоторых певцов от природы слово и певческий звук сочетаются органично, в таких случая вокальный процесс не дробится и воспитывается на упражнениях и произведениях с текстом.

В других случаях, по мнению большинства педагогов, ученика необходимо лишить на время произведений с текстом и сосредоточить его внимание на правильной артикуляции отдельных гласных звуков.

Вокальность голоса и слово – две стороны оного единого вокального процесса, взаимодополняющие и взаимообусловливающие друг друга, так как производятся единым голосовым аппаратом.

Работа артикуляционного аппарата в речи.

Речь человека – чередование звуков, где также присутствует мелодика, которая участвует в передаче смысла слова – интонация. При помощи интонации передаётся различный смысл одинаковых слов.

Звуки речи делятся на гласные и согласные, их формирование производится голосовым аппаратом: многочисленными мышечными органами ротоглоточного канала, а также мускулатурой, двигающей нижнюю челюсть. Главным артикуляционным органом является язык, который, обладая разнонаправленными мускулами, может принимать различные формы. Его перемещение в ротоглоточном канале меняет размеры глоточной и ротовой полости. Корень языка прикреплён к подъязычной кости, поэтому движения языка передаются через систему мышц этой кости, а через неё гортани, что имеет большое значение для её работы.

При образовании гласных звуков, воздух свободно проходит по ротоглоточному каналу, не встречая препятствий в виде сильного сужения или полного перекрытия. В зависимости от формы и объёма глоточной и ротоглоточной полости, на различных гласных звук приобретает характерные усиления – обертоны-форманты, по которым наше ухо отличает один гласный от другого.

Все полости ротоглоточного канала оказывают взаимное воздействие друг на друга. Так, например, при прикрытии ротового отверстия или удлинения его за счёт вытягивания губ вперёд все форманты понижаются, при раздвижении рта и увеличении ротового отверстия – все форманты повышаются.

Также для распознавания гласных звуков имеет значение и динамическая форманта гласного: каждый звук имеет своё начало, фазу полного звучания и окончание звучания, при этом сила и тембр звучания звука на разных этапах различна, кроме того, данные изменения во времени, характеризующие каждый конкретный звук не одинаковы для всех гласных и также являются его индивидуальной и характеристикой. В полной форме гласный звучит тогда, когда он находится под ударением или в слове, которое выделяется в речи интонацией, во всех остальных случая гласный редуцируется, что является требованием языка.

Согласные звуки в речи формируются за счёт включения в работу шумового возбудителя звука – сужения или затвора в ротоглоточном канале. По месту своего образования согласные также сильно разнятся: губы, разные части ротовой полости.

Как и при образования гласных звуков, в процессе образования согласных, артикуляционный аппарат и гортань связаны друг с другом механически – в силу анатомического строения и посредством акустических и дыхательных механизмов.

В воздействии согласных на формирование гласных, а также в воздействии гласных на работу самого голосового затвора и положение гортани заключается фонетический метод воспитания голоса.

Артикуляция при переходе от речи к пению.

Артикуляционные уклады в речи и пении, как правило, не совпадают.

Основным отличием установки голосового аппарата в речи и в пении является положение гортани: гортань занимает стабильное и независимое от артикуляционных движений голосового аппарат положение – гортань и артикуляционный аппарат работают независимо друг от друга.

Данный феномен объясняется тем, что в пении все звуки должны быть равновокальны – в равной степени содержать все характерные особенности певческого тембра голоса (высокую и низкую певческие форманты, постоянное, ровное вибрато).

Естественно, что в таких условиях артикуляционному аппарату приходится перестраиваться для того, чтобы выполнить свою функцию: изменяется длина надставной трубы, при этом органы артикуляционного аппарата, и в первую очередь язык выстраивают необходимые для формирования гласных звуков объёмы глоточной и ротоглоточной полостей – певческий уклад языка не совпадает с речевым.

Положение губ в пении не отличается от речевого.

Таким образом, верно тембрально оформленный профессиональный певческий звук требует особого положения и приспособления гортани, определённой длины ротоглоточного канала, определённого открытия рта и такой формы ротоглоточных полостей, которые бы соответствовали наилучшему выведению звуковой энергии в окружающее пространство.

В классах эстрадного пения нет чёткого разделения голосов по типам – эта характерная деталь весьма важна в процессе воспитания голоса эстрадного певца: данный процесс протекает весьма индивидуально, потому, что в ходе работы над диапазоном звучания голоса нельзя потерять его характерные индивидуальные особенности. Именно поэтому многие педагоги (в том числе М.Л. Коробкова, И.А. Отиева, О.М. Слепцов и др.) в процессе обучения применяют индивидуально-личностный подход с учётом не только возрастных, но и всех характерных индивидуальных особенностей строения голосового аппарат учащегося.

Следующий весьма важный момент в подготовке эстрадного певца – обучение пению в речевой позиции, которое является самым приемлемым в данном виде творческой деятельности.

Пение в речевой позиции (технике слабого импеданса), по мнению педагогов и исследователей, не требует такого напряжения дыхания и такого его объема, как при пении в технике сильного импеданса (в академической манере). Однако верная организация (координация) дыхания со всеми другими органами голосового аппарата также важна и для эстрадных певцов. При этом ей можно обучить лишь при учете индивидуальных физиологических особенностей на основе биологической саморегуляции.

По мнению многих педагогов саморегуляции помогает и работа над доступным для учащегося на данном этапе художественно ёмким репертуаром. Основная мысль В.Х. Хачатурова в вокально-педагогической работе следующая: «Главное – образ, все остальное придет», и далее – «Эта его фраза выражает не только его вокальную, но и его педагогическую методику вообще. Мысль о «первичности образа» чрезвычайно важна для всего исполнительского искусства, а вокального тем более. Но как часто в работе над определенной технической задачей преподаватель забывает о том, во имя чего это делается, то, что вокальная техника – лишь средство для выражения образа, заложенного композитором в музыкальном произведении. Решение технических задач не может быть оторвано от образных. Эти процессы должны идти параллельно».

Постановка голоса – сложный педагогический процесс, протекающий не всегда гладко и эволюционно, именно поэтому так важен принцип отбора педагогических методов и сотрудничество, сотворчество педагога и учащегося в данном направлении работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Фонопедические тренинги Е.В. Лавровой;
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Э.Я. Золотарёвой;
  3. Методическое пособие для работы с вокальным ансамблем доцента педагогических наук И.В. Сахнова;
  4. Практический метод воспитания голоса В.В. Емельянов;
  5. Скэт импровизации: Школа Джонни Митчелл (би-боп и латино), О.М. Степурко;
  6. Стихотворения А.С. Пушкина;
  7. Стихотворение А.К.Толстого.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607