Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие навыков словообразования в онтогенезе
7 минут 2006 650

Развитие навыков словообразования в онтогенезе

Kochetkova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кочетковой Светланой Анатольевной, учителем-логопедом МОУ «СОШ № 61 – образовательный комплекс» г. Саратова Саратовской области. Сегодня Светлана Анатольевна подготовила для нас познавательный материал о развитии навыков словообразования в онтогенезе. Статья будет полезна педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье отСветланы Анатольевны:

«Освоение грамматического строя родного языка, в том числе умение пользоваться разными способами словообразования, очень важно для формирования устной речи ребенка».

Познавательного чтения…


Развитие навыков словообразования в онтогенезе

Посмотреть статью в полной версии

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с речевыми расстройствами.

Р.Е. Левина была первым ученым, рассмотревшим расстройства письменной речи с позиции нарушения сенсорной и гностической функций, как следствие неполноценного языкового развития («Исследование алексии и аграфии в детском возрасте»,1941), что в будущем послужило основанием для системного понимания речевых нарушений и создания концепции общего недоразвития речи [1, С.23]. В дальнейшем она отмечала, что речевая деятельность имеет системное строение и в случае общего недоразвития речи у ребенка наблюдаются нарушения со стороны фонетики, лексики и грамматики.

Освоение грамматического строя родного языка, в том числе умение пользоваться разными способами словообразования, очень важно для формирования устной речи ребенка.

Многие отечественные (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. Д. Неткачев, Г. А. Волкова, Р. Е. Левина), и зарубежные ученые (Ж. Пиаже, Х. Штейнталь, Р. Якобсон) интересовались процессом становления грамматического строя языка в онтогенезе.

А.Г. Тамбовцева по итогам проведенного исследования сделала вывод о поэтапности в освоении ребенком способов словообразования [3, с. 11]. В период от 2,6 до 3,6 - 4 лет возникают предпосылки для освоения системы словообразования, и хотя эпизоды словотворчества в этот период встречаются, они носят преимущественно случайный характер. В период от 3,6 - 4 до 5,5 - 6 лет ребенок наиболее активен в словотворчестве, у него появляется представление о словообразовательных принципах и правилах. К 6 годам ребенок уже не так активен в словопроизводстве, в словообразовании допускает гораздо меньше ошибок, критичен к собственной и чужой речи, имеет устоявшееся понимание основных словообразовательных норм.

А.Н. Гвоздев в труде «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно описал процесс усвоения и развития словообразовательной системы имени существительного в речи детей.

Мы видим, что уже в 2 года ребенок начинает освоение словообразовательной системы родного языка и заканчивает в младшем школьном возрасте. Как следствие накопившегося речевого опыта у ребенка возникает непрерывно развивающаяся способность к словообразованию, ребенок активно использует основные механизмы и законы словообразования, проявляет себя в словотворчестве.

Дети с нормальной речью и дети с ОНР проходят одни и те же этапы речевого развития, но у детей с речевым недоразвитием процесс формирования грамматического строя развивается значительно медленнее и сопровождается существенными затруднениями.

Г.В. Чиркина предлагает ряд заданий для выявления уровня развития грамматических средств языка в речи детей с ОНР, разделив их на две группы. Первая группа заданий призвана выявить особенности употребления в речи суффиксов, образующих слова с добавочным значением (увеличительным, уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным). Детям предлагается назвать ряд предметов в уменьшительной форме. Вторая группа заданий направлена на образование новых слов, обозначающих профессии, названия животных и их детенышей и т.д. При анализе ошибок выясняется, смешивает ли ребенок однозначные и различные по значению суффиксы и какие из суффиксов обеих групп использует в речи.

При очень низком уровне развития грамматических средств языка ребенок не способен выполнить предложенные задания. Если же он, даже ошибаясь, пытается образовать слова с суффиксами обеих групп, это свидетельствует о его пребывании на более высокой ступени овладения способами образования слов [2, с. 56-57].

По мнению Г.В. Чиркиной, пробы на словообразование недоступны детям I уровня ОНР и малодоступны для детей II уровня. Дети III уровня речевого недоразвития могут использовать в речи некоторые суффиксы и приставки, однако часто не понимают значений используемых словообразовательных средств.

По мнению Филичевой Т.Б., ребенок III уровня ОНР понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям.

Т.Б. Филичева отметила наиболее стойкие ошибки в словообразовании детей IV уровня ОНР [4, с. 89]. Так, дети испытывают значительные затруднения при образовании малознакомых сложных слов (ледокол); уменьшительно-ласкательных форм существительных (скворушка - скворчик); существительных с суффиксами единичности (горошинка - гороховка); нередки трудности в обозначении названий профессий женского рода(кладовщица – кладовка).

Таким образом, дети с общим речевым недоразвитием гораздо позже своих сверстником с нормативной речью начинают осваивать различные способы словообразования, чаще всего они употребляют в речи незначительное количество суффиксов. Бедное представление о морфологическом составе слова зачастую приводит к неточности в понимании и различении родственных слов, однако систематические занятия с логопедом могут способствовать полному преодолению речевого дефекта, вследствие чего дети обретают возможность в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе.

Список литературы.

  1. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды/ ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. — М.: АРКТИ, 2005. – С.23.
  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 56 - 57.
  3. Тамбовцева А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Г. Тамбовцева. - М., 1983. - С.11.
  4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. - М., 2000. - С. 89.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - С. 3.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607