Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс хореографического отделения детской школы искусств
11 минут 2969 695

Включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс хореографического отделения детской школы искусств

Debes fotoДорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" преподаватели МБУДО "Дебесская детская школа искусств им. Г.М. Корепанова-Камского" с. Дебесы, Удмуртская Республика: Волошина Елена Евгеньевна, Тронина Мария Александровна. Авторы предлагают вашему вниманию статью на тему «Включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс хореографического отделения детской школы искусств». Данный материал будет полезен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«В данной статье раскрывается опыт работы по приобщению детей к народному творчеству путем включения национального компонента в учебно-воспитательный процесс. На примере хореографического отделения приводятся основные формы и методы работы по данному направлению».

Полезного чтения…


Включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс хореографического отделения детской школы искусств

Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа. Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач нашего времени.Этому способствует и государственная программа развития малых народностей. В связи с этим тема приобщения детей к традициям и культуре своего народа становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.В общеобразовательных школах заметно активизировалась работа по приобщению учащихся к народному творчеству, но в тоже время здесь мало часов уделяется данному направлению и, как правило, эта тема охватывается поверхностно, освещая лишь общие вопросы.Значительные возможности по приобщению детей к народному творчеству принадлежит школе искусств, где дети могут познакомиться со всеми направлениями музыкального, танцевального, художественного и декоративно - прикладного искусства. В Дебесской детской школе искусств им. Г.М. Корепанова-Камского большое внимание уделяется вопросам этнокультурного образования. В данной статье представлен опыт работы школы и, в частности хореографического отделения, по сохранению и развитию удмуртского народного творчества.

Разрабатывая тему национального воспитания, мы столкнулись со следующими проблемами: как приобщить детей к истокам удмуртской культуры, как воспитать в них патриотизм, духовность. Первым этапом работы по этому направлению стало проведение анкетирования среди учащихся, с целью выявления отношения их к удмуртскому народному творчеству. Результаты тестирования показали, что дети считают фольклор чем-то устаревшим, скучным в сравнении с ритмичной современной музыкой, яркими телевизионными шоу-программами. Далее мы стали искать такие методы и формы работы, которые могли бы вызвать интерес, а затем и любовь к удмуртскому народному танцу, привить желание изучать удмуртский фольклор.

Основными задачами работы по данному направлению стали:

- воспитание у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к удмуртской национальной культуре через использование различных форм хореографического искусства;

- приобщение детей к простейшим видам удмуртского фольклора;

- оптимизация познавательной деятельности учащихся через формирование учебно – познавательного интереса на уроках народно-сценического танца;

- участие учащихся в школьных, районных, республиканских мероприятиях этнокультурного направления.

Для достижения результативности в учебном процессе  используются следующие формы и приемы работы:

- включение элементов удмуртского фольклора на уроках ритмики;

- включение элементов удмуртского народного танца в классический экзерсис;

- использование стилизации как художественного приема обработки удмуртского народного танца;

- использование проектной технологии на уроках народно-сценического танца.

Рассмотрим использование элементов удмуртского фольклора на занятиях ритмики. В настоящее время удмуртская танцевальная культура сильно изменилась и постепенно приобретает черты усредненной массовой культуры, теряя свое творческое этническое начало. Поэтому интерес к удмуртскому традиционному танцу следует воспитывать, начиная уже с уроков ритмики. При этом сочетание искусства танца с устным народным творчеством, пением, игровыми элементами дает эффективный результат. Такое комплексное познание удмуртского фольклора дает более совершенные знания в области традиционной культуры, обогащая кругозор детей. Нами был придуман удмуртский блок «Горд шунды», основой которого стало традиционное искусство удмуртов. Участниками его стали учащиеся эстетического отделения школы искусств, возраст детей 6-7 лет. Репертуар этого блока был тщательно продуман, его основу составили детские удмуртские песни, игры, танцы. Главной задачей было увлечь маленьких детей фольклором, при этом через игру донести до них характерность традиционного удмуртского искусства. Дети с интересом пели удмуртские песни, играли в удмуртские игры, танцевали. Можно сказать, что для наших современных детей это был один из дней того былого удмуртского ребенка, в которого они с удовольствием перевоплощались через сюжет композиции. Для ребят это была игра, а для нас приятное ощущение того, что мы увлекли детей удмуртским творчеством, разбудили в них интерес к жизни их предков.

Следующая форма работы – включение элементов удмуртского народного танца в классический экзерсис. Нужно отметить, что балет на удмуртской сцене набирает силу. В школе искусств можно сохранять и возрождать национальное танцевальное искусство на уроках классического танца, включая элементы удмуртского танца в экзерсис занятия. Пробный урок был придуман для учащихся 6 класса хореографического отделения. Основу музыкального материала составили произведения удмуртского композитора Г.М. Корепанова – Камского. При составлении композиций основной акцент был обращен на соблюдение традиций удмуртской хореографии, поиск новых тем, нового хореографического языка, адекватно отвечающего национальному духу и характеру удмуртского народа. Также внимание было обращено на хореографический стиль комбинаций – внедренная в учебные комбинации лексика удмуртского танца должна была отвечать основным правилам и нормам классического экзерсиса, стать продолжением и единым целым с движениями классического танца. Ожидаемым результатом данного урока было привлечение учащихся к урокам классического танца, а также увлечение учащихся национальным искусством, в частности классическим танцевальным искусством удмуртского народа.

Одним из приемов работы является стилизация удмуртского народного танца. С рождением новых направлений в хореографическом искусстве появилась возможность современной творческой интерпретации фольклорного материала, внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры, придания народному танцу современного звучания. В этом направлении большой интерес представляет такая хореографическая форма – как стилизация народного танца. На сегодняшний день народная стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс не обходится без номинации «Народно – стилизованный танец». Такая популярность вполне объяснима. Прием стилизации отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца, как явления, не стыдящегося в своем развитии, а постоянно обновляющегося живого искусства. Небольшое теоретическое отступление. В работе над постановкой стилизованного номера хореограф должен апеллировать такими понятиями как «стиль», «стилизация». «Стиль» в переводе с латинского означает остроконечная палочка для письма, манера, способ изложения. В искусстве «стиль» определяет систему средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение искусства. «Стилизация» - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных эстетических целей. Народно – стилизованный танец представляет собой своевременный сплав народного танца с танцем современным. Прием стилизации требует от постановщика определенных технических навыков. В основе номера в первую очередь должен лежать национальный колорит, характерные черты той народности, на материале, которого создается танец. Элементы народного танца обогащаются техническими и лексическими приемами современной хореографии. Прием стилизованного танца мы тоже взяли себе на вооружение и внедрили в сценическую практику, обогатив танцевальный репертуар стилизованными постановками на материале удмуртского танца «Обереги удмуртов», «Дыхание горы Байгурезь», «Мелодия тоски», “Колесо истории”, «Девичьи посиделки».

Еще одной из форм по сохранению и приумножению удмуртского народного творчества среди учащихся является применение метода проектной деятельности на уроках народно-сценического танца. Народный танец - один из действенных средств для достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре. Сформированный столетиями народный танец отражает жизнь народа, его быт, мысли, чувства, настроение. Он является неотъемлемым атрибутом народных обычаев, обрядов, верований, оказывает воздействие на общее развитие ребенка, совершенствует мышление, развивает его творческий потенциал. Знакомя детей с традициями и обычаями народа на уроках народно-сценического танца, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Хореографическое образование, в первую очередь, предполагает овладение практическими навыками, использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин позволяет комплексно расширить объем знаний учащихся по определенной теме, выходя за рамки учебной программы, содействует развитию познавательной и творческой активности обучающихся, развивает креативное мышление. Работая над творческими проектами учащиеся самостоятельно добывают знания по истории родного края, проводят исследовательскую работу, знакомятся с народными традициями и обычаями. Примером использования данной технологии в хореографической практике могут стать создание учащимися таких творческих проектов по теме «Удмуртский народный танец», как «Создание танцевальных сюжетов на основе мелодий известных удмуртских композиторов», «Колорит и манера исполнения удмуртских народных танцев», "Удмуртский народный костюм”, “Легенды горы Байгурезь”.

Вопрос популяризации удмуртского танцевального искусства решается через проведение концертной деятельности и участия учащихся в мероприятиях. К примеру, можно назвать такие значимые мероприятия, проводимые в нашей школе, как:

- реализация творческих проектов «Сотканная из песен и легенд», «Мелодии души родникового края», «Птица счастья»;

- проведение открытого зонального фестиваля посвященного творчеству удмуртского композитора Г.М. Корепанова – Камского « Музыка родникового края»;

- участие учащихся в мероприятиях этнокультурного направления: Международный фестиваль деревянных скульптур «Древо жизни», Межрегиональноый фестиваль-конкурс кулинарного искусства «Зарни-ё перепеч», мероприятия, посвященные толерантности «В кругу друзей».

Таким образом, включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс школы искусств способствует повышению интереса учащихся к удмуртской национальной культуре, воспитанию у детей чувства патриотизма, содействует сохранению и развитию народного творчества.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4182 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4319 609