Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Роль конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста
12 минут 1871 586

Роль конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

Manturova foto copy copy copy copyДорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Мантурова Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34» г. Арзамас Нижегородской области, в своей статье расскажет о роли конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Ольги Вячеславовны:
«В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие сенсорных способностей, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях. Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины и цвета, пространственных отношений»
Полезного чтения...


Роль конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие сенсорных способностей, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности.

Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.

Конструирование – это процесс сооружения построек, в котором предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины и цвета, пространственных отношений. Главная задача сенсорного развития в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить. Обследование – это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Основные моменты, характерные для обследования предметов с детьми раннего возраста:

- восприятие целостного облика предмета;

- вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (вверху, внизу, вдалеке, выше, ниже);

- повторное целостное восприятие предмета.

Для конструирования используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также вкладыши и нанизыватели.

Выделяют следующие задачи работы с детьми раннего возраста в конструировании:

- создать условия формирования у детей практического опыта в процессе обследования строительных деталей и игрушек, их сравнения, подбора по форме, цвету, величине;

- продолжать знакомить с основными формами строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина);

- совершенствовать элементарные конструкторские умения в процессе действий со строительными деталями и простыми элементами конструкторов (образовывать элементарные перекрытия);

- побуждать к играм-экспериментам со строительными деталями, познанию их конструкторских свойств (может стоять, лежать, катиться);

- формировать пространственные понятия и называть признаки предметов, контрастные размеры (вверху, внизу, вдалеке, ниже, выше; кирпичик красный; большой – маленький);

- упражнять в плоскостном конструировании (накладывать вырезанные фигуры на изображенные, вкладывать в прорези);

- расширять представления об окружающем (транспорт, мебель, заборы);

- содействовать сюжетно-отобразительной игре;

- развивать речевое и игровое общение;

- приобщать к труду (аккуратно разбирать постройки, складывать детали в коробки).

К началу второго года жизни у детей начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей (из них можно строить), простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыгрывать постройки. Дети овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. Идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование. Например, можно ставить кубики на кубики до тех пор, пока башня не упадет. Таким образом, ребенок осваивает свойства разных форм, приобретая опыт, необходимый для возведения постройки.

В этом возрасте конструирование сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором выступает взрослый. Детей продолжают знакомить со свойствами и возможностями деталей, развивают у них представление о цвете, форме, величине, пространственной ориентации (длинная, в домике, на заборчике). Ребенок действует с деталями строительного материала многократно, их сравнивает, отбирает, примеривает, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получает результат. И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей.

Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный рассказ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с детьми созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.

Основное внимание следует уделить формированию у детей сенсорного опыта (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету, весу) и обучение формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать). Для привлечения детей к выполнению учебной задачи применяют мотивацию. Например, строим домик для зайки, чтобы помочь ему спрятаться от дождя; что содействует развитию игры. В игровой ситуации ребенок естественнее воспринимает новые конструктивные задачи и успешнее решает их.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по конструированию включает в себя:

- создание игрового образца (игровой ситуации) – эффективный прием педагогического руководства строительной игрой, пользуясь которым удается не только заинтересовать детей этой игрой, но и достигнуть более высокого качества стройки;

- создание проблемной ситуации – поддержание интереса к конструктивной деятельности в процессе НОД;

- показ образца постройки и его обследование – способствует освоение техники стройки;

- ознакомление с приемами конструирования – привлечение интереса к формообразующим способам;

- конструирование постройки детьми;

- подведение итогов НОД;

- рефлексия – косвенная оценка результата НОД.

Рассмотрим структуру непосредственно образовательной деятельности (НОД) по конструированию «Построим домик мишке».

Цель: дать детям представление о том, из каких частей состоит домик, формировать умение последовательно вычленять отдельные элементы домика, складывать целый домик из строительного материала.

1.Создание игровой ситуации (использование художественного слова, игра-забава).

- Ребята, кто там грустный под кустиком спрятался?

Неуклюжий, косолапый,

Когда спит, сосет он лапу,

Ест малину, любит мед,

Он в берлоге живет.

- Ну-ка, посмотрим. Мишенька, это ты? Что не весел, что головушку повесил? Ребята, давайте развеселим мишутку.

Игра-забава «Веселый мишка»

Тихо, мишенька, сиди

И детей не разбуди.

Попляши поскорей,

Чтобы было веселей.

2.Основная часть (проблемная ситуация, показ образца домика и его обследование, ознакомление с приемами конструирования, построение домика, игра-забава).

- Но вот беда – нет у нашего мишки дома, поэтому иногда ему и не до меда, как только вспомнит, что жить негде. А ведь мы можем мишке помочь и построить хороший просторный дом.

- Что это?

- Какой домик построен?

- Какие основные части у домика?

- Какие детали нужны для крыши, стен?

- Какой формы это перекрытие?

- Какого цвета части домика?

Игра-забава «Мишутка пляшет»

Буду с мишенькой плясать,

Буду мишку поднимать,

Ты, мишутка, не ленись,

Ты со мною покружись.

Будем весело плясать

И друг друга догонять.

3.Заключительная часть (подведение итогов НОД).

- Ребята, кому мы сегодня помогали?

- Что мы построили для мишки?

- Из чего построили домик?

4.Рефлексия (косвенная оценка результат НОД).

Хорошо вы потрудились, ребятишки!

Домик есть теперь у мишки-шалунишки.

На НОД по конструированию в первой младшей группе сооружаются следующие постройки:

- башня;

- разные дорожки;

- мебель (стулья, кровать, диван);

- автобус и грузовик;

- заборчик;

- скамейка, воротца (построение перекрытий);

- домик (простой, с дверью и заборчиком);

- лестница.

К концу третьего года у ребенка начинают развивать воображение как процесс внутреннего плана мышления. Воображение не станет ярким, образным, направленным, если взрослые вовремя не начнут его развивать. Поэтому так важно давать детям больше представлений, впечатлений об окружающем мире предметов, знакомить с конструируемыми объектами, показывать разнообразные действия с игрушками и предметами. Таким образом обогащают предметно-практическую деятельность, развивают интерес к конструированию, стимулируют поиск новых способов решения конструкторских задач («Моя машина не может проехать в твои ворота. Подумай, как перестроить их?»).

Основная задача развития сенсорных способностей заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы, которые способствовали бы совершенствованию процессов конструирования, т.е. в неразрывной связи с продуктивной деятельностью. Поскольку продуктивная деятельность дает наибольший эффект для сенсорного развития, ведь содержание и ее организация подчинены задачам умственного развития.

Литература

1. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

2.Григорьева Г. Г., Кочетова П. П., Сергеева Д.В. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

3.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред.                 Е. И. Радиной. – М.: Просвещение, 1977.

4.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

5.Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова,                     В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

6.«Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (ФГОС), приказ № 1155 от 17.10.2013.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2091 607