Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, как средство взаимодействия с семьями
10 минут 2114 684

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, как средство взаимодействия с семьями

Tretyakova foto copy copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Третьяковой Ольгой Анатольевной, воспитателем МБДОУ «Ёлочка» г. Черногорск Республики Хакасия. Сегодня Ольга Анатольевна делится с нами полезным материалом о работе с родителями в ДОО. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Анатольевны:

«Особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей».

Познавательного чтения…


Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, как средство взаимодействия с семьями

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений, а мама и папа-образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.

Цельмоей работы с семьей – это создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнёрских взаимоотношений.

По моему мнению, особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей.Мои родители имеют возможность свободно, в удобное для них время, знакомиться с деятельностью детей в детском садуи таким образом включаться в жизнь группы.

Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому я стараюсь в работе с родителями, использовать разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов. Эту работу веду по четырём направлениям:

  • информационно-аналитическое – изучение семьи, её особенности;
  • познавательное – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей;
  • наглядно-информационное – донесение до родителей любой информации;
  • досуговое – совместные мероприятия с родителями.

Существует две формы взаимодействия с родителями: традиционная и нетрадиционная. Работая много лет в детском саду, я сделала вывод, что многие традиционные формы работы с родителями устарели. В большинстве случаях родители являются пассивными участниками образовательного процесса. Их очень сложно заинтересовать, организовать, привлечь к жизни детей в ДОУ. Обратила внимание на то, что нетрадиционный подход имеет больший отзыв у родителей.

Одна из нетрадиционных форм которую я использовала на практике - это «День родительского самоуправления ». Основной целью проведения такого дня является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу. Именно поэтому, у меня родилась идея включения родителей в образовательный процесс. День самоуправления является новой современной формой работы,на мой взгляд, такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть меня, как педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми.

В этот день родители нашей группы попробовали себя в роли воспитателя.

Одни родители проводили утреннюю гимнастику, другие аппликацию, совместные игры, читали художественную литературу.

В начале данного мероприятия была проведена предварительная работа: были предложены анкеты, где каждый родитель смог ответить на вопросы, какой вид деятельности он смог бы провести в группе. Так же был составлен график посещения родителями тех видов деятельности, которые они хотели бы провести. С каждым родителем, участвующим в дне самоуправления была проведена индивидуальнаяконсультация, заранее были подготовлены конспекты.

По завершению дня родительского самоуправления родители обменялись впечатлениями. По итогам были сделаны следующие выводы:

  • от дня самоуправления у всех, без исключения, остались хорошие впечатления, хотелось бы еще поучаствовать;
  • также, по мнению большинства родителей, такие мероприятия должны быть на постоянной основе.

Удачной находкой в работе с родителями, оказалась проектная деятельность,где родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Так в нашей группе прошёл семейный проект «Здорово здоровым быть!», целью которого являлось формирование у детей и родителей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Эффективность работы повышается тогда, когда знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

В проекте родители приняли активное участие, оформляли семейныегазеты «Моя спортивная семья», рисовали рисунки «Чем мы любим заниматься» и ещё один интересный момент, родители приносили в группу свои детские фотографии с описанием той игры, в которую они любили играть в детстве, а мы с ребятами оформили газету «Любимые игры детства родителей».

Ребята пригласили родителей на совместное физкультурное занятие, на котором дети формировали двигательные навыки,   и по ходу шло обучение родителей. Мы дали возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, чем помогли создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности и  снизить дефицит общения.

Если занятия физическими упражнениями для родителей предсказуемы, то на музыкальном занятии родителям была представлена музыкально-оздоровительная работа. Родители вместе с детьми пели валеологические песенки-распевки, выполняли дыхательную, артикуляционную гимнастику, проводили игро-ритмические упражнения, пальчиковые игры, речевые игры.

Игра с музыкальным парашютом, всегда вызывает восторг у детей, но вы бы видели глаза родителей.

Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Итогом всей проделанной работы стал спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Проведённая нами совместная деятельность сблизила нас педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.   У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не поучаствовали в совместных мероприятиях.

Этот праздник внёс в жизнь детей и родителей фейерверк эмоций, впечатлений, ощущения причастности к дошкольной жизни своих детей, у всех участников на лицах был одинаковый детский восторг. Такие разные в одно мгновение стали оной дружной командой.

С данным проектом я приняла участие в республиканском конкурсе «Ярмарка проектов» и получила диплом 3 степени в номинации «Семейный проект».

4 октября 2016 года в детском саду стартовал Марафон предприимчивой семьи «Весёлая ферма», где я входила в команду организаторов.

Идея Марафона заключалась в создании современной системы дошкольного образования через разработку и использование нетрадиционных методов работы с детьми, в том числе с особенностями в развитии, родителями и сотрудниками детского сада.

В Марафоне принимали участие 11 семей воспитанников всего детского сада от 5 до 7 лет, из них 2 семьи (3 детей) с ограниченными возможностями здоровья с (ранним детским аутизмом). Родители и дети полтора месяца были заняты в выполнении заданий Марафона. Все результаты прохождения дистанций отражались в "Ленте достижений участников марафона".

Семьи- участники приготовили визитную карточку семьи в форме видеоролика, прошли галерею "Добрых дел", на протяжении шести недель дети с родителями проходили интересные и увлекательные дисатнции «Где водятся волшебники…», «Хочу всё знать!», квест – игра «В поисках ключа от фермы», «Творческая мастерская», интеллектуально – творческая игра «Брейн – ринг». А сотрудники детского сада организовали для детей мини-птицеферму.

Итоговое мероприятие: совместный выезд в конно-спортивный комплекс «Золотая подкова».

По окончании Марафона можно с уверенностью сказать, что вовлечение семей в единое образовательное пространство вызывает принятие, одобрение нетрадиционных форм работы. Повышает познавательную активность, обогащает социальный опыт воспитанников. Совершенствуются методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Устанавливаются и укрепляются партнерские взаимоотношения между педагогами, сотрудниками и родителями воспитанников (положительные отзывы о проведении Марафона)..

Марафон объединил в одну команду детей, родителей и педагогов. Волна восхищённых отзывов прошла по всему детскому саду. Родители, которые не решились поучаствовать в данном мероприятии, проявляют интерес к другим, не менее интересным проектам.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, приносят удивительные результаты и это,честное слово, окрыляет!

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведь у нас, воспитателей и родителей, одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608