Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Рабочая учебная программа по учебному предмету "Народно-сценический танец"
10 минут 2899 581

Рабочая учебная программа по учебному предмету "Народно-сценический танец"

Nekrasova foto2Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Некрасову Анну Владимировну, преподавателя хореографических дисциплин МБУДО "ДШИ им. А.С. Розанова" г. Кировск, Мурманская область. Сегодня Анна Владимировна предлагает вашему вниманию рабочую учебную программу по учебному предмету "Народно-сценический танец". Данный материал будет интересен преподавателям ДШИ.

Краткий комментарий к статье от Анны Владимировны:

«Программа учебного предмета "Народно-сценический танец" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства "Хореографическое творчество". Учебный предмет "Народно-сценический танец" направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира».

Полезного чтения…


Рабочая учебная программа по учебному предмету "Народно-сценический танец"

Посмотреть программу в полной версии

Пояснительная записка.

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета "Народно-сценический танец" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства "Хореографическое творчество".

Учебный предмет "Народно-сценический танец" направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области "Хореографическое исполнительство". В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы "Хореографическое творчество" предмет "Народно-сценический танец" изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения).

Содержание учебного предмета "Народно-сценический танец" тесно связано с содержанием учебных предметов "Ритмика", "Гимнастика", "Подготовка концертных номеров", "Классический̆ танец".

Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.

Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.

2.Срок реализации учебного предмета.

Срок освоения предмета "Народно-сценический танец" для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет.

Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета "Народно- сценический танец", срок обучения — 8 лет:

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий.

мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

5.Цель и задачи учебного предмета.

Цель:

развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов

народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

-обучение основам народного танца;

-развитие танцевальной координации;

-обучение виртуозности исполнения;

-обучение выразительному исполнению и эмоциональной̆ раскрепощенности в танцевальной практике;

-развитие физической выносливости;

-развитие умения танцевать в группе;

-развитие сценического артистизма;

-развитие дисциплинированности;

-формирование волевых качеств.

6.Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределениеучебногоматериалапогодамобучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7.Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, разбор, анализ);

-наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);

-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. Одним из важных разделов школы народно-сценического танца являются так называемые сценические академические танцы. Их элементы во многом опираются на классические принципы, которые способствуют выработке профессиональных танцевальных навыков. Изучение материала возможно как в академической форме, так и в народном характере. Нужно чтобы композиция комбинаций усложнялась, темп исполнения движений ускорялся.

8.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета "Народно-сценический танец", на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия со сроком освоения предпрофессиональной программы "Хореографическое творчество" - 8 (9) лет.

Список рекомендуемой учебной литературы.

1. Алексютович, Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Л. Алексютович. – Минск, 1978.

2. Богаткова Л. Танцы народов СССР. - Москва: Молодая гвардия, 1951.

3. Борзов А. Танцы народов Мира. - М.: Университет Натальи Нестеровой, 2006.

4. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца.-М.-Л.: Искусство, 1939.

5. Богданов Г. Урок русского народного танца. - М., 1995.

6. Василенко, К. Украинский народный танец / К. Василенко. – Москва, 1981.

7. Голейзовский, К. Образы русской хореографии / К. Голейзовский. – Москва, 1964.

8. Гребенщиков, С. Сценические белорусские танцы / С. Гребенщиков. – Минск, 1974.

9. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка) / Г. П. Гусев. – Москва, 2002.

10. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М.: ВЛАДОС, 2004.

11. Джарвишвили Д.Грузинские народные танцы. – Тбилиси: Генатбела , 1975.

12. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно сценический танец.- М.: Искусство , 1976.

13. Каримова Р. Ферганский танец (методическое пособие).- Ташкент: Издательство литературы и искусства Им. Гафура Гуляма, Курбет В., Мардарь М. Молдавские народные танцы. – Кишинёв: Картя Молдавеняскэ , 1969.

14. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – Москва, 1981.

15. Мардарь, М. Элементы движений молдавского танца / М. Мардарь. – Кишинев, 1975.

16. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца. – СПб., 1999.

17. Мурашко, М. Танцы Марийского края / М. Мурашко. – Йошкар-Ола, 1997.

18. Мурашко, М. Русская пляска: учебное пособие / М. П. Мурашко. – Москва: Издательский Дом Московского государственного университета культуры и искусств, 2010.

19. Надеждина Н. Русские танцы. М.: Госкультпросветиздат , 1951.

20. Преотяс, М. Румынские народные танцы / М. Преотяс. – Москва, 1959.

21. Стуколкина, Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца / Н. Стуколкина. – Москва, 1972.

22. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца». – СПб., 1996.

23. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство , 1967.

24. Ткаченко, Т. Народные танцы / Т. Ткаченко. – Москва, 1975.

25. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005.

26. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.

27. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. - М., 1972.

28. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Культпросветиздат , 1950.

29. Устинова Т. Русские народные танцы. – М.: Искусство , 1976.

30. Чурко Ю. Белорусский народный танец. – Минск: Наука и техника , 1972.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 794 13

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6119 676