Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Обеспечение игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования
7 минут 2415 462

Обеспечение игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 Alevtina fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Добромыслова Алевтина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида г. Великий Новгород, делится с нами полезным материалом об игровой деятельности дошкольников. Статья будет интересна педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье от Алевтины Алексеевны:

«Игра, как вид деятельности человека, издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека. Ученые изучают игры детей и взрослых, отыскивая их специфичные и отличительные черты».

Интересного чтения…


Обеспечение игровой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Игра, как вид деятельности человека, издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека. Ученые изучают игры детей и взрослых, отыскивая их специфичные и отличительные черты.              

В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. В исследованиях   Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.В. Зворыгиной говорится об использовании игровых действий с игрушками, предметами-заместителями.     

Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются в трудах Н.М. Аскариной, Ф.А. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, в которых рассматривается метод проблемных ситуаций. Однако в этих исследованиях не отражена последовательность применения усложняющихся проблемных ситуаций. На практике воспитатели и родители чаще используют метод прямых инструкций, тогда как дети могут в игре решать более сложные и интересные задачи. Важнейшим достижением игры является приобретение чувства коллективизма. Она не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка тесно связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.

Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Отечественные психологи утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности(предметную ,игровую, учебную, трудовую).Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психологического развития вид деятельности. Только ребенок умеющий общаться и активно познающий наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка.

Игра издавна использовалась для обучения и воспитания. Отечественная педагогика умело применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других - физического, в-третьих - художественного.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: cюжетно-ролевые,дидактические,музыкально-дидактические,подвижные,игры-драматизации,игры-забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками. Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Тема этих игр основывается на жизненном опыте детей. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. В них заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Ценность такой игры для дальнейшего психического развития и гармоничного воспитания ребенка заключается в том, что:

-в сознании ребенка происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего умственного плана;

-ребенок в своем развитии плавно переходит от игр индивидуальных к играм коллективным;

-новый уровень осмысления окружающей действительности расширяют творческие возможности ребенка.

Важно умело использовать все виды игр в воспитательном процессе. В последнее время широко используются нетрадиционные игры. Эти игры развивают у детей умственные способности, и развивают познавательный интерес к математике. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах. Современная педагогика выделяет два направления использования игры в воспитании детей:

1.Для всестороннего гармонического развития;

2.В узко-дидактических целях.

Игровая деятельность выполняет следующие задачи:

1.оздоровительную;

2.воспитательную;

3.развивающую;

4образовательную;

5.коррекционную.      

Методы сопровождения игры:

1.наблюдение за игровой деятельностью;

2.беседы с детьми;

3.выделение места и времени в режиме дня;

4.создание предметно-игровой среды.

Таким образом, игра при правильном ее формировании решает важные задачи умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребенка. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Правильное руководство игрой и осознание ценности игровой деятельности детей в дошкольном возрасте раскрывает огромные возможности для психического и личностного развития каждого ребенка: воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1574 34

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6353 676