Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ
9 минут 3263 598

Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ

Kalganova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Калгановой Мариной Германовной, воспитателем МАДОУ ДС № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Марина Германовна делится с нами профессиональным опытом использования техники бисероплетения у детей с ОВЗ. Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Германовны:

«Развивать творческие способности у детей всех категорий».

Творческого чтения…


Использование техники бисероплетения у детей с ОВЗ

 Посмотреть презентацию к статье

Дошкольное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний и оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для детей с ОВЗ – это хорошая возможность для того, чтобы получить  жизненно важные практические навыки.

Перед педагогами стоит очень ответственная задача: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия    дополнительного образования, так как зачастую это  прекрасная  возможность  для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше.

Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Бисероплетение, как один из видов рукоделия – творческое занятие, оно занимает досуг, уводит в мир прекрасного, создаёт хорошее настроение, доставляет удовольствие.

Украшения из бисера – со вкусом и качественно выполненные – не уступают дорогим ювелирным. Деловой наряд бисерное украшение преображает и делает неповторимым. А предметы интерьера, выполненные из бисера, создают в доме уют и поднимают настроение.

Работа с этим материалом имеет большое значение в развитии у детей художественного вкуса, мелкой моторики рук, глазомер, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей, внимательность, наблюдательность; воспитывает терпение, аккуратность, самостоятельность, усидчивость, целенаправленность. Результаты работы приносят огромное удовольствие, придают уверенность в своих силах.

Ведущая идея  программы  дополнительного образования по бисероплетению- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей,  творческой индивидуальности.

Программа ориентирована на обогащение духовного мира ребенка, на развитие художественно-эстетического и творческого потенциала.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях бисероплетением  является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными видами бисера. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика(сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Программа дополнительного образования “Волшебный бисер” помогает освоить старинное искусство низания бисером, приобрести навыки декорирования одежды, интерьера изделиями из бисера. Являясь прикладной, она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения.

В ходе работы используются различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций и самостоятельная практическая работа детей.

Занятия  разработаны с учетом возрастных, психо-физических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных  особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа дополнительного образования «Волшебный бисер» включает в себя следующие разделы: плетение на проволоке, плетение на леске, вышивка бисером.

Раздел 1 Плетение на проволоке.

Плетение на проволоке имеет свои особенности. Проволока материал мягкий, гибкий, но ломкий. Требует аккуратности, точности. Занятия по этому разделу начинаются со знакомства с техникой безопасности. Далее детей знакомят с особенностями такого материала как проволока, знакомят с инструментами, которые используются для работы в этой технике. Дети изучают элементарные способы плетения на проволоке, способы закрепления проволоки в изделии. Проводится обучение по работе со схемами. Затем дети знакомятся с более сложными способами плетения, учатся самостоятельно составлять схемы.

Виды работ:

- цветы (простые - одно соцветие, сложносоставные, букеты);

- деревья;

- фигуры животных и человека (простые плоские, объёмные);

- брелоки (простые и объёмные)

Раздел 2 Плетение на леске, нитке.

В этом разделе дети знакомятся с различными видами плетения на леске, нитке. Первое занятие посвящается ознакомлению с техникой безопасности, инструментами, необходимыми для работы, свойствами данного материала. Далее даются сведения из истории плетения. После – непосредственно изучаются способы плетения, закрепления лески, нити. Дети учатся работать по схемам, затем, самостоятельно составлять схемы. Выполняют творческие работы.

Виды работ:

- цепочки и ленты (простые, плотные, сложные, петельная техника);

- объёмные изделия – жгуты;

- ажурное плетение;

- плотное плетение (монастырское, мозаичное, прямое гобеленовое, ткачество;

- оплетение различных геометрических форм (бусина, карандаш, яйцо, шкатулка).

Раздел 3 Вышивка.

Вышивка бисером – занятие кропотливое, требующее терпения и внимательности. Она развивает глазомер, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей.

Как и в предыдущих разделах, здесь дети сначала знакомятся с техникой безопасности, с инструментами, необходимыми для работы, свойствами материала, а так же особенностями техники. На первых занятиях ребята знакомятся с приемами вышивки, способами закрепления нити. Далее выполняют работы с помощью педагога по схеме. Затем учатся самостоятельно составлять схемы и выполняют творческие работы.

Виды работ:

- вышивка бисером по свободному контуру;

- вышивка стеклярусом;

- вышивка пайетками;

- объёмная вышивка;

- вышивка по канве.

Бисероплетение имеет практическую направленность деятельности, т.к. даёт возможность воспитанникам увидеть результат своего творчества,   формирует  уверенность в себе, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплексов.

Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1585 34

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6356 676