Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку с использованием ИКТ
16 минут 3247 523

Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку с использованием ИКТ

Evseenko fotoДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Евсеенко Ирина Сергеевна, учитель английского языка МБОУ «СШ № 11» г. Нижневартовск Тюменской области, делится с нами опытом работы по развитию коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку с использованием ИКТ. Данный материал будет интересен педагогам СШ.

Краткий комментарий к статье от Ирины Сергеевны:

«Целью данной статьи является обобщение педагогического опыта, которым хочется поделиться с другими и, возможно, получить советы и пожелания».

Интересного чтения…


Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку с использованием ИКТ

Посмотреть статью в полной версии с приложениями

В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Одной из таких задач является овладение английским языком, который за последние десятилетия приобрёл статус языка глобального общения. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Новый ФГОС ориентирован на системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; направлен на формирование личностных характеристик обучающихся, а именно – находить компромиссы, уважать другие культуры, вежливо относиться к людям, находить пути разрешения конфликтов, сотрудничать с учителем и ровесниками. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Следовательно, актуальность развития коммуникативных компетенций при обучении английскому языку очевидна.

Однако в практике обучения иностранному языку возникло противоречие между степенью развития ребенка, уровнем его знаний, учебных действий и всевозрастающими требованиями жизни и общества. Такое противоречие преодолевается с помощью непрерывного образования, интенсивного темпа обучения, трудового, гражданского, физического и духовно-нравственного развития как обучающихся, так и преподавателя.

Поэтому цель данной работы с помощью современных ИКтехнологий научить пользоваться языком как средством выражения своих мыслей и намерений и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения.

Реализовывается данная цель путем решения следующих задач:

  1. Разнообразить формы коммуникативной деятельности обучающихся на уроках английского языка,
  2. Мотивировать к развитию интереса изучаемого предмета.
  3. Адаптировать современные ИКтехнологии к процессу обучения английскому языку.     

Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку с использованием ИКтехнологий.

Как помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию обучающихся в изучении данной дисциплины?

Меня как учителя, постоянно стремящегося к новому и интересному, заинтересовало использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, так как эти технологии позволяют организовать образовательный процесс таким образом, чтобы вызвать высокую мотивацию и обеспечить активность обучающихся на уроке, а также создать условия для индивидуализации и дифференциации обучения. Использование компьютерных технологий на уроках позволяет в увлекательной форме решить основные задачи урока, осуществляя образовательную, познавательную и коммуникативную деятельность. Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей, были добавлены облачные технологии.

Развитие коммуникативных компетенций путем совмещения информационно – коммуникационных технологий, метода проектов и продуктивной деятельности - в этом и состоит новизна настоящего педагогического опыта. (Приложение 1) В своей работе я делаю акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

После обучения на дистанционных курсах «Использование возможностей бесплатных сервисов Google в педагогической практике» мною было принято решение применить облачные технологии для повышения мотивации у обучающихся на уроках английского языка. Облачные технологии (англ. cloud computing) по сути дела являются еще одним способом, который помогает реализовывать коммуникативные компетенции у обучающихся, расширять границы информационно-коммуникативной компетенции, а также иноязычных компетенций.[1] Кроме того, облачные технологии стали удобным инструментом педагога для организации педагогического взаимодействия обучающихся. Облачные технологии, которые были внедрены в обучение, это сервисы, предоставляемые интернет-гигантом, компанией Google: Google Docs (документы, таблицы, презентации, формы, схемы, рисунки), Google Calendar (электронный календарь с широкими возможностями напоминания о событиях, информирования группы лиц о предстоящих мероприятиях), Google Mail (электронная почта с расширенным интерфейсом), Google Translater (онлайн-переводчик на все языки мира) и т. д.

За рубежом относительно давно применяется технология “paperless education” (“paperless classroom”), подразумевающая использование на занятиях только компьютерные устройства при полном отсутствии учебных материалов в бумажном виде. H. Carley отмечает следующие преимущества «безбумажного» образования: гибкость и адаптивность занятия (обучающиеся могут выполнить или закончить задание в удобное для себя время); доступность ресурсов (неограниченное количество людей могут использовать один и тот же источник); минимизация затрат (дети могут отправить готовые задания онлайн, экономия бумаги, времени и т. п.); совместная работа школьников (использование чатов, форумов, групповые проекты в сети и т. п.); самостоятельное оценивание и контроль [2].

Испанский педагог М. Miller выявил следующие преимущества использования технологии «безбумажного» занятия[3] для последующего внедрения в иноязычный учебно-познавательный процесс:

1) доступность — Google предоставляет все свои вышеперечисленные сервисы на бесплатной основе;

2) интерактивность — облачные технологии позволяют создать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса;

3) взаимодополняемость — облачные технологии проникают во все сферы образовательного процесса и могут быть использованы, как на занятиях по иностранному языку, так и во внеаудиторных видах иноязычного обучения, таких как управляемая самостоятельная работа и контрольно-самостоятельная работа;

4) наглядность — именно благодаря вышеперечисленным облачным сервисам и обучающиеся и преподаватель получают мгновенный доступ к результатам как совместной, так и индивидуальной работы, например, презентации;

5) отсутствие границ — с одной стороны, облачные технологии для своей функциональности, ввиду своей сущности, не требуют постоянно работающих компьютеров, мобильных устройств и т. д.; с другой стороны, совместная работа над проектами, дистанционное обучение, постановка и выполнение заданий — все это становится возможным даже, если субъекты иноязычного образовательного процесса находятся в разных точках мира, не имеют специального оборудования с предустановленным программным обеспечением. Все, что необходимо для доступа к облачным технологиям, компьютер, либо мобильное устройство, и доступ в Интернет. Таким образом может быть эффективно решена задача преподавателя – вооружить обучающихся всем обширным репертуаром языковых, речевых, а также невербальных (фото, видео, схемы с использованием приемов анимации) средств построения специального текста, а также основными приемами создания собственного дискурса определенной жанровой разновидности.[4]

Работа началась в 2014-2015 учебном году со старшими классами на предмет создания ответа на личное электронное письмо, которое было написано учителем старшеклассникам. На уроке было получено письмо от ровесника из Великобритании, который интересуется Россией, ее культурой, историей, жизнью молодежи в России, поэтому предлагает своим сверстникам общаться с помощью электронных писем. У нас возникла возможность реализовать мини-проект в рамках урока английского языка. Обучающиеся обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию с помощью сервисов Google о структуре написания личного письма, уточняют цели. Затем с помощью учителя были сформированы группы, которые составили план действий, сформулировали задачи, распределили роли в группах.

На диске Google был создан документ, в котором школьники размещали свои ответы. Данное задание вызвало интерес даже у слабозаинтересованных в изучении языка детей. Первый опыт обучающиеся выполнили на 50 % - возникли технические проблемы (отсутствие Интернета, неправильная ссылка на документ) и, конечно, проблемы, связанные со знанием структуры написания письма, а также грамматические ошибки. В следующий раз результаты были лучше на 10%, сейчас обучающиеся выполняют данное задание на 100 %. После ознакомления с продуктом своей деятельности обучающиеся анализируют полученные результаты, участвуют в оценке и самооценке.

Использование метода проектов (при групповой работе) позволяет формировать у обучающихся:

Освоив работу в простом документе обучающиеся также с помощью проектной деятельности создавали таблицы грамматических времен английского языка, которыми они могут воспользоваться в любое удобное для них время. Коллективная работа при создании таблиц показала высокую учебную эффективность при закреплении грамматического материала.

Следующим этапом использования бесплатных сервисов Google были презентации. Проработав лексико – грамматический материал по теме «Мода подростков в Великобритании», под контролем учителя, исследовав заданную тему, старшеклассники разделились на группы, самостоятельно собрали материал на тему «Мода подростков в России». Продуктом их исследования стали Google-презентации. (Приложение 2) Результатом такого взаимодействия учителя и обучающихся обучения иностранным языкам являются: способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса с использованием облачных технологий; способность обучающихся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Задачу повышения мотивации к изучению английского языка с помощью сервисов Google была решена. Обучающиеся сами предлагают задания подобного плана, а также повысились успеваемость (входной контроль – 89%, итоговый контроль – 100%) и качество образования (с 45% до 57%). (Приложение 3)

Решая речемыслительные задачи, обучающиеся вынуждены пользоваться приемами продуктивной творческой деятельности (высказывать предположения, устанавливать логические связи). Процесс обучения становится развивающим для обучающихся, так как, организуя, например, монологическую речь на уроке посредством технологии проблемного обучения, обучающиеся приходят к решению постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от них интеллектуальных поисковых усилий. Для организации учебного процесса создаются ситуации, требующие активного добывания информации. В процессе продуктивной деятельности обучающийся учится интегрировать новую информацию.

В процессе подготовки и осуществления творческих проектов обучающимся дается возможность самим конструировать содержание общения. Важную роль в ходе решения проблемных задач играет непроизвольное запоминание языкового материала (лексических средств и грамматических структур). Основная часть работы над проектом проводится обучающимися самостоятельно. В классе при участии учителя проходят начальная и заключительная стадии. Моя задача как учителя состоит в том, чтобыпостроить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, создать условия, максимально благоприятные для раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся, координировать работу, помочь преодолеть непредвиденные трудности, которые могут возникнуть.

К тому же облачная технология помогла решить вопрос с отсутствующими на уроке по тем или иным причинам детьми. Учитель дает задание обучающимся с помощью электронного дневника и добавляет ссылку на совместный документ. Это могут быть любые письменные задания. Ученик либо создает свой документ, либо работает с документом, созданным учителем (ответить на вопросы, создать презентацию, заполнить таблицу). Педагог может посмотреть измененный документ, так как у него есть к нему доступ. Необходимо отметить, что в настоящее время стало возможным проверять дистанционно не только письменные, но и устные работы обучающихся. Эффективную помощь здесь оказывает применение технологии подкастов.

Подкаст – это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком или доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети.[5] Социальный сервис подкастов – это вид социального сервиса Веб 2.0, позволяющий прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеозаписи.[6] В отличие от телевидения или радио, подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время. Зайдя на сервер подкастов, пользователь может просмотреть выбранный подкаст в сети или скачать выбранный файл на собственный компьютер. По продолжительности подкаст может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В Интернете можно встретить как аутентичные тексты, созданные для носителей языка (передачи BBC), так и учебные (в учебных целях).

В своей работе мы используем «учебные подкасты». Под учебным подкастом в данном исследовании, согласно работе Сысоева П.В.[7], мы предлагаем понимать аудио-или видеозапись, созданную обучающимся на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе.
К учебным подкастам можно предъявить следующие требования:

  • английский язык;
  • длительность звучания – до 4 минут;
  • тематика – в соответствии с тематическим содержанием учебной программы;
  • тип записи – монолог, диалог, групповая запись;
  • формат записи аудио, видео.

Несмотря на то, что подкасты мы только начали использовать в своей практике, уже на начальном этапе можем наблюдать повышение активности и успешности обучающихся. Входной контроль показал 92% успеваемости, а контроль на конец первой четверти продемонстрировал 100%.

Хочется отметить, что данный педагогический опыт охватывает широкий диапазон действия, данные технологические и методические скрепы (ИКтехнологии в совокупности с методом проектов и продуктивной деятельностью) (В словаре Даля О.В. «скрепы - это то, что скрепляет одно с другим») можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Рекомендуем воспроизвести совокупность этих педагогических технологий как начинающим преподавателям, так и мастерам своего дела, так как единственными трудностями при использовании настоящего опыта являются технические неполадки.

Результат работы отражается в качественных изменениях языковых компетенций обучающихся. Все поставленные задачи были реализованы. Обучающиеся начали успешно взаимодействовать в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая этикетные нормы межкультурного общения. Комплексное использование технологий способствует индивидуализации и дифференциации обучения, организации продуктивной самостоятельной работы, развитию не только устной, но и письменной речи. Повысился многократно интерес к изучению английского языка.

Список использованных источников

  1. Емельянова О. А.Применение облачных технологий в образовании //Молодой ученый. -2014.- №3.-С. 907-909.
  2. Клементьев Д.Д. Оптимизация учебного процесса в вузе за счет применения доступных сетевых технологий (на примере преподавания иностранных языков) // Язык и образование: сб. науч. трудов. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2012. – С. 37-43.
  3. Соломатина А. Г., Белянский Р. Г. Методическая система и алгоритм обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1196–1200. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96156.htm.
  4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
  5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.
  6. Шишковская Ю. В. Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1521-1524.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1418 32

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6328 676