Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение детей к истокам русского народного творчества
7 минут 2643 589

Приобщение детей к истокам русского народного творчества

Salahova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Салахову Сафию Галимзяновну, музыкального руководителя МБДОУ Детский сад №16 «Теремок» г. Октябрьский РБ. Сегодня Сафия Галимзяновна подготовила для нас познавательный материал о приобщении детей к истокам русского народного творчества. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Сафии Галимзяновны:

«Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому народа. В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт русской народной культуры. Культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры»

Творческого чтения…


Приобщение детей к истокам русского народного творчества

Посмотреть фотографии к статье

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому народа.
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт русской народной культуры. Культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.

Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Актуальность данной темы в том, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Наш детский сад поставил перед собой цель познакомить своих воспитанников с основами отечественной культуры, понимая, как это важно для них, россиян.

Так еще четырнадцать лет назад, педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Сначала ограничивались лишь беседами о предметах труда и быта наших предков, их праздниках и буднях, обычаях и традициях. Однако довольно трудно было для таких занятий изыскать время. Очень не хотелось проводить их в те минуты, которые выделены детям для игры. И постепенно мы решили внедрить в воспитательно – образовательный процесс парциальную программу О.М.Маханевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», позволяющей знакомить ребят с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

Таким образом, нами были отобраны следующие приоритеты:

  • Создание атмосферы национального быта в группах детского сада.

Неоценимую помощь в данном вопросе оказало желание педагогов старшей группы изменить предметно развивающую среду и оформить ее в русском стиле. Освободив место в групповой комнате оформили мини музей «Русская изба». В «русской избе» собрали предметы русского быта, образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, гжель, народные игрушки,разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомились с разнообразием народного искусства, но и получали специальные навыки и умения: расписывали игрушки по типу дымковской, лепили посуду, украшали ее орнаментом. Всё это стало визитной карточкой нашего детского сада.

  • Широкое использование фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

  • Знакомство с народным искусством.

Очень важно ознакомить детей с декоративной росписью. Дети с удовольствием разрисовывают заготовки – силуэты, лепят и расписывают глиняные игрушки, лучшими работами оформляется группа. Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Мы знакомим детей с крестецкой строчкой и владимирской гладью.

Детскими работами оформляется выставка народной вышивки

  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках на музыкальных занятиях. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством. И мы стараемся сделать их достоянием наших детей.

Традиционно раз в месяц в созданной «избе» в групповой комнате, отмечаются именины. На столе самовар, угощения. Детей подводим к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначения кухонной утвари. Но самое главное – ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами»; «Чем богаты, тем и рады»; «Какова хозяйка, таков и стол».

Совместно с родителями ежегодно в нашем детском саду, проходит неделя русской культуры, где родители принимают активное участие в изготовление русских народных костюмов. Итогом является конкурс – демонстрация костюмов «Весну встречаем, наряды обновляем».

Так мы начинали, а далее нами была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников, взаимодействие с центром национальных культур – сего того, что постепенно складывалось в систему.

И в заключении хочется сказать, что образовательная цель выбранного нами приоритетного направления состоит в приобщении детей и родителей ко всем видам национального искусства, от русского костюма до живописи, от пляски, сказки и музыки до русских народных традиций. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народной культуры.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 926 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6168 676