Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Домашнее чтение с детьми
9 минут 3102 824

Домашнее чтение с детьми

Maksimova foto copy copy copy copy copyДорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Максимова Любовь Николаевна, воспитатель СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, в своей статье расскажет о домашнем чтении с детьми. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Любови Николаевны:

«Чтение вслух вместе с детьми - лучшего ничего и не придумаешь. Тепло и уютно в доме, когда вся семья мысленно уносится куда-нибудь в тридевятое сказочное царство или вместе с главным героем совершает подвиги во имя победы Добра над Злом»

Полезного чтения…


Домашнее чтение с детьми

Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Домашнее чтение способствует формированию в семье развивающей и доброжелательной среды. Читая вместе, вы стимулируете в ребенке интерес к жизни, даете ему возможность понять и оценить его значимость и родительскую любовь к себе. Вечернее чтение – это возрождение и укрепление семейных традиций и ритуалов, позволяющих детям успокоиться и расслабиться после шумных игр и сложных занятий, эмоционально подготовиться ко сну и снять напряжение. Совместное чтение с детьми укрепляет внутрисемейные отношения и налаживает контакт между ребенком и родителями.

Чтение вслух вместе с детьми - лучшего ничего и не придумаешь. Тепло и уютно в доме, когда вся семья мысленно уносится куда-нибудь в тридевятое сказочное царство или вместе с главным героем совершает подвиги во имя победы Добра над Злом.

Семейное или домашнее чтение становится все более редким явлением. Можно ли спасти эту замечательную, возникшую еще в старинные времена традицию? 
Конечно, здесь все зависит от семьи. Пример читающих родителей особенно заразителен. Я вырос в семье врачей. У нас была большая библиотека, в которую я входил как в храм, потому что все взрослые, включая моего старшего брата-студента, относились к книгам с благоговением. И я всегда с нетерпением ждал, когда мама, папа или дедушка возьмут в руки какой-нибудь загадочный, таинственный для меня том, позовут меня и начнут читать. Но особенно мне нравилось, когда ко мне приходили друзья, и мы все - взрослые и дети - читали по очереди «Робинзона Крузо» или, скажем, «Черную курицу» Одоевского. Думаю, что именно с этих посиделок началась любовь к чтению и моя, и моих товарищей. Точно так же среди книг росли мои дети, а теперь и внуки. 
Да, к сожалению, сегодня нечасто встретишь семью, в которой живет эта важная для воспитания человека традиция. Надо напоминать, говорить родителям, что чтение книг - это не только развлечение, а еще и занятие, роль которого в воспитании человека трудно переоценить. Я напомню лишь известные истины: оно повышает грамотность, развивает кругозор, учит мыслить, обогащает речь, воспитывает такие нравственные качества, как умение сопереживать, сочувствовать. 
Приобщать к чтению нужно сызмальства. Заставлять читать, скажем, с десяти лет уже трудно. В самом раннем возрасте можно читать ребенку короткие сказки, стишки, постепенно увеличивая время на общении с книгой. И тогда малыш, подрастая, привыкнет к тому, что книга для него - это постоянная спутница на все времена. 
Чтение вслух ребенку надо продолжать, даже когда он уже учится в школе. Скажем, дочитать ему до кого-то самого увлекательного места и отложить книгу на потом. Ребенку, конечно, не терпится узнать, что будет дальше, и, не дожидаясь следующего раза, он возьмет книгу и прочитает ее самостоятельно. Вот так можно начать возрождать традицию домашнего чтения или любовь к чтению вообще. 
Разговаривая с подростком, я по его речи могу безошибочно определить, читает он книги или нет. Как тут не вспомнить слова Вольтера: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». 

Советы родителям по организации домашнего чтения.

Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше. Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней. Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать. Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой .Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении; Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий. После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам. Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше — запишитесь в библиотеку всей семьей. 

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они выросли — внукам.

Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно — у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т. д.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4200 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4338 609