Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Уроки доброты
9 минут 2950 322

Уроки доброты

Larkova foto copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Ларькову Марину Константиновну, воспитателя первой квалификационной категории СП детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Марина Константиновна подготовила для вас статью на тему «Уроки доброты». Статья будет интересна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Константиновны:

«Главное, что должен вложить педагог дошкольного образования  в своих  воспитанников – это чуткое отношение к окружающим: друзьям и родителям, братьям нашим меньшим. Воспитатель учит  ребенка быть отзывчивым и терпимым. Иными словами преподает  ему первые   уроки доброты. Именно это качество ценилось во все времена.  Особенно необходимо оно сейчас, в современном мире».

Интересного чтения…


Уроки доброты

Доброта - это ласковое, участливое, заботливое отношение к людям. Это осознанное желание помогать, подкрепленное силой и действиями. Это понимание того, какой эффект произведет сделанный нами поступок.
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова Л.Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уделяя внимание умственному и физическому развитию ребенка, не нужно забывать о духовном, личностном развитии, подразумевающем усваивание ребенком моральных и нравственных принципов, формирование у него человеческих качеств. Личностное развитие наблюдается, когда малыш взрослеет, меняется его внутренний мир и само его поведение. Но воспитывать в малыше лучшие человеческие качества – доброту и милосердие, нужно с раннего возраста.
Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Все мы хотим, чтобы наш ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком. И нередко родители начинают задаются над вопросом: как помочь детям стать добрее и мягче, как развить в них чувство внимательности и сострадания к другим? Ведь если позволить ребенку впитывать в себя все, что творится вокруг нас, будь то жестокость на улице или на телеэкране, то кто может гарантировать, что он не вырастет черствым и безжалостным?

Конечно, нельзя держать под контролем все, что может оказать влияние на психику и взгляды ребенка. Однако родители в состоянии помочь детям избежать пагубного влияния окружающей действительности. Новейшие исследования доказали, что почти с самого рождения человеку свойственно сострадание. Психологи изучили поведение детей в ситуациях, когда родители испытывают либо физическую боль, либо эмоциональные переживания. Даже двухлетние малыши всячески старались помочь маме или папе: успокаивали их, жалели. Такая реакция на чужие страдания свойственна не только совсем маленьким и не только по отношению к родителям.

Что же могут сделать родители?

Главное – давайте ребенку понять, как его поведение важно для вас. Узнав о его жестоком или необдуманном поступке, сразу вызовите его на прямой разговор. В беседе делайте упор на оценке не личности в целом, а конкретного действия. То есть вместо: «Ты плохой, жестокий, несправедливый» лучше сказать «Ты поступил нехорошо, жестоко, несправедливо».

Если ребенок поверит вам, если проникнется вашими переживаниями, то наверняка всерьез задумается над этим вопросом. С другой стороны, эмоции необходимо подпитывать аргументами. Объясните малышу, почему вы не одобряете его поведение: «Посмотри, Коля плачет. Конечно, он расстроен – ведь ты отнял у него любимую игрушку», или «ты мучил кошку, ей было больно, поэтому она тебя и оцарапала. Не делай так больше!»

Ваши слова должны быть искренними – лицемерие дети чувствуют очень остро. Не читайте долгих лекций, говорите кратко и по делу. Ваша задача – научить ребенка хорошему поведению, а не заставить его чувствовать свою вину.

Не следует ограничиваться только неодобрением плохих поступков ребенка. Необходимо также хвалить его за внимание к окружающим. Например: «Я видела, как ты помог мальчику, который упал и сильно ударился. Молодец! Я горжусь тобой!»

Как научить ребенка творить добро?   

Дети чаще всего правильно понимают человеческое качество, как доброта. Их поступки, к сожалению, не всегда бывают добрыми по отношению к другим.
В воспитании доброты огромная роль принадлежит семье. Ведь как говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.
Люди становятся злыми не потому, что жизнь к этому принуждает, а потому, что в них «Доброта» не набрала силу с помощью воспитания. Добрый человек не может творить зло, какая бы ни была вокруг него жизнь. Задача в том, чтобы каждый занялся облагораживанием своего окружения, устремил безобразное к прекрасному.
Совершая добро, не причиняя вред и боль другим людям, мы видим, как меняются отношения с окружающими. Эти отношения становятся теплыми, светлыми, радостными. Еще в раннем возрасте ребенок «копирует» все наши дела и поступки. Мы - пример для подражания. Поэтому, нужно относиться к ребенку с теплом и заботой, дарить ему минуты радости и счастья. Нужно приучать ребенка самого заботиться о других: о бабушках и дедушках, о младших сестренках и братишках, о домашних питомцах, о растениях, которые ребенок может вырастить сам. Нужно научить его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. Быть внимательным к людям, которые нас окружают - это и есть проявление доброты.
Показывая ребенку, свое отношение ко всему живому, к природе мы учим их осознавать, что они тоже часть этой природы и ее надо беречь. Сами, тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе? Беседуя с детьми на данную тему, нужно говорить им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по-доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим, не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Быть более терпимым к своим детям и относиться к ним с пониманием и заботой.

На мировоззрение ребенка прежде всего влияют конкретные поступки уважаемых им взрослых. Поэтому две основных черты, которыми должен обладать каждый родитель, - это доброта к окружающим и доброта к ребенку. Если вам не чужды сострадание и забота, то эти качества, скорее всего, будут свойственны и вашим детям. Ведь вы для них яркий образец поведения. Если же вы говорите одно, а делаете другое, то сын или дочь повторят ваши поступки, но перестанут прислушиваться к словам.
Помнить, что мы, в первую очередь можем и должны воспитывать в наших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.
В одной из древних книг сказано: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://www.o-detstve.ru/forteachers/home_educ/family-life/16398.html
  2. http://дс-сказка.рф/konsultatsiya-pedagogov-i-roditelej-uroki-dobroty-v-detskom-sadu-skazka/
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/03/14/konsultatsiya-uroki-dobroty-dlya-roditeley
  4. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-rylova/konsultacija-vospitanie-dobrotoi.html

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 919 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6164 676