Дорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" воспитатели МАДОУ детский сад № 32 «Брусничка» г. Нижневартовск ХМАО – Югра, Иткинина Тамара Николаевна и Янышева Русиля Равильевна. Педагоги в своей статье расскажут о патриотическом воспитании дошкольников в ДОУ. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музея. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей».
Полезного чтения…
Мини-музей как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Проблема патриотического воспитания выпала из поля зрения значительной части ученых и политиков более чем на десять лет. К сожалению, сегодня стараниями зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется «рабское поклонение» всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого. Не знает ничего».
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Выделение данной проблемы закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми гражданской позиции.
Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музея. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Чтобы включить имеющийся мини - музей в качестве полноправного объекта в образовательный и воспитательный процесс, используя его потенциальные возможности, была разработана рабочая программа «Я живу в России»
Цельюреализации программы является обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой России, природным, социальным и рукотворным миром посредством музейной педагогики, и на этой основе, формирование человека с духовно-нравственной системой ценностей, связанных с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношением к историческому наследию российского народа.
Задачи реализации программы:
- Приобщать детей к восприятию людей разных культур народов России, других традиций, выделяя существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Формировать толерантность, уважение к другим культурам народов России, их понимание, принятие.
- Расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – ханты (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла).
- Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности, о природных богатствах края.
- Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта, различными видами материалов (солома, береста, кружево, чеканка, глина, дерево и т.д...) используемых в декоративно-прикладном искусстве ознакомить; формировать основы фольклорной культуры.
- Проводить на базе музея торжественных акций, уроков мужества, вечеров-встреч с ветеранами, экскурсий, формировать у подрастающего поколения нравственности, трудолюбия, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отчизны, уважения к боевым и трудовым подвигам народов России.
- Формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем.
- Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
1.Национальный быт: предметный мир и труд.
2.Фольклорное искусство.
3.Окружающий мир «Природные богатства».
4.Декоративно-прикладное искусство.
5.Народные традиции, обряды, праздники, игры; символика края и города, наследие.
6.Работа с родителями.
Направления не реализуются как отдельные, изолированные и самостоятельные, а гармонично представлены практически в каждом мероприятии, содержательно интегрированы.
Выбрав один из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию в мини - музее были созданы разнообразные по темам экспозиции: «Русский быт», «Быт и культура народов ханты и манси» «Куклы в национальных костюмах», « Символика России, ХМАО, г. Нижневартовска», «Коллекция полезных ископаемых», «Коллекция изделий народных промыслов России: хохлома, гжель; богородские, дымковские, каргопольские игрушки; полхов – майдановские матрешки; изделия из бересты и керамики»
Эти экспозиции демонстрировались с целью пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым своего народа. Создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций своего народа - задачи деятельности музея.
Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные редкие экспонаты - достопримечательности.
Цель нашего мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Одной из задач мини-музея является: возрождение и популяризация искусства изготовления кукол – оберегов коренных народов Югры, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству ханты и манси. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
В процессе создания мини-музея особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры. Важная особенность мини-музея в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
-создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Хочется особо рассказать о выставке, которая была оформлена к 70- летнему юбилею Победы в ВОВ «Воинская слава». В организации музея принимали участие все сотрудники детского сада, родители воспитанников, дети. Собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ. Оформили альбом с презентацией на ИКТ с фотографиями «Твой подвиг бессмертен». В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким, справки о ранениях и документы о наградах.
Воспитанники приняли непосредственное участие в создании музея. Дети принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.
Собрали литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются методические документы, фотографии, рисунки, детские книги о ВОВ. Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. При необходимости педагоги берут материал и используют при проведении своих мероприятий.
Долг перед погибшими и пережитыми войну – сохранить для живущих и будущих поколений имена и подвиги тех, кто умножил славу Родины.
Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.
Педагоги по-настоящему рады видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея, некоторые встречи в котором, как часто бывает, посвящены только какому-то одному предмету, исторической достопримечательности или факту.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.