Дорогие друзья, сегодня участники нашей рубрики "Мастера своего дела" воспитатели МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимир Владимирской области, Кольпикова Елена Владимировна и Фоминых Евгения Евгеньевна. Педагоги подготовили для нас познавательный материал по формированию у дошкольников интереса к произведениям художественной литературы и предлагают вашему вниманию дидактическое пособие «Сказка за сказкой». Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Наше пособие представляет собой богатейшее поле для детского творчества и всестороннего развития, помогает решить важную проблему - эмоционального раскрепощения ребенка: снятия зажатости, тревожности; привить уверенность в себе, своих силах. Велико его значение и для речевого развития».
Полезного чтения…
«Театр, самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию, художественному воображению, сочинительству»
Выготский Л.С.
«Сказка за сказкой»
Театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя! Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Наше пособие представляет собой богатейшее поле для детского творчества и всестороннего развития, помогает решить важную проблему - эмоционального раскрепощения ребенка: снятия зажатости, тревожности; привить уверенность в себе, своих силах. Велико его значение и для речевого развития.
Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. Важно умело организовать совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставляя без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее). Не требуйте большой точности исполнения, умение придет постепенно — после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.
Цель: Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности, творческих способностей.
Задачи:
- Пробудить в детях интерес к театрализованной игре.
- Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам.
- Учить разыгрывать несложные диалоги по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
- Воспитывать интерес к сказкам; формировать эстетический вкус, укреплять чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Количество играющих: от двух детей до целой группы. Пособие может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, в организованной образовательной деятельности. Наибольшая ценность пособия проявляется в отражении детьми впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных литературных произведений в самостоятельной деятельности.
Ход игры: Организуя первую встречу с чудо-книгой, педагог сообщает детям, что в гостях у них сегодня сказки. Какие? Пусть догадаются сами, открыв книгу и увидев представленных персонажей. Педагог предлагает детям вспомнить, в каких сказках мы встречали этих героев. Затем два «артиста» представляют зрителям отрывок из сказки. Если что-то не получается, дети-зрители своими репликами подсказывают «артистам», как им следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажей.
На следующем этапе ребята могут самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым персонажам и обыграть его. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании авторских сюжетов).
Предполагаемый результат:
- обогащение словаря, совершенствование диалогической речи;
- развитие творческой активности детей;
- формирование коммуникативных способностей, эмпатии, уверенности в себе, повышение самооценки.
Хотите попробовать? Возьмите наше пособие и у Вас все получится!
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Приложение
«Колобок»
Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его —ам! — и съела. А может быть и нет……
«Теремок»
Лягушка-квакушка:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить!
- А что ты умеешь делать? ………
«Лиса и заяц»
Петух:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса испугалась и говорит:
— Обуваюсь...
Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь...
Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
«Кот, петух и лиса»
Лиса:
- Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышек.
Петух говорит:
- Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь меня съесть... и косточек не оставишь.
- Полно, Петя! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтобы ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел, на мое добро поглядел!
И она запела сладким голосом:
- Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка,
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышек.
Петух выглянул в окошко, а лиса его в когти. Закричал петух:
- Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, выручай меня!
«Маша и медведь»
Медведь:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
- Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит.
С.Я. Маршак «Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!