Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музыкальное воспитание ребенка в семье
16 минут 6592 358

Музыкальное воспитание ребенка в семье

Ananeva foto copy copy copyДорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Ананьева Людмила Александровна, музыкальный руководитель СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, в своей статье расскажет о музыкальном воспитании ребенка в семье. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

«Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье…».

Увлекательного чтения…


Музыкальное воспитание ребенка в семье

Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями.

Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают детские сады. Родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что это период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. С раннего детства ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом; серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная.
Очень трудно бывает порой разобраться в этом потоке музыкального звучания.
Почему часто многие люди не умеют замечать красоту, выразительность народной, классической музыки, равнодушны к музыке глубокого содержания? И все потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка, не привился дух любви и уважение к музыке, не поддерживался интерес к этому прекрасному источнику радости и вдохновения.

Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её.
Поэтому возникает вопрос о музыкальной культуре самих родителей.
Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с педагогическими учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?

Основные усилия должны исходить от образовательных учреждений: детских садов, школ, центров внешкольной работы, школы искусств. Именно в них работают профессиональные педагоги, которые владеют методикой, используют современные научные данные, свои наблюдения за детьми и опыт работы с ними.

Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкально воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Родителям надо изучать литературу по семейному воспитанию и начинать надо с произведений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.

Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя. Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить.

Второй признак - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Дети различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по своему представляет художественный образ, передовая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички.

Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях.
Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки (нежная, грустная, колыбельная, весёлая), различение музыки (темп), узнавание музыки (песня, танец, марш).
Семья и обшеобразовательные учреждения должны быть двумя союзными силами, работающими в одном направлении, причем семье приходиться поневоле уклоняться от прямого пути в пользу детского сада и школы.
Разумные родители ценят то, что даёт их детям общественно учреждение и расположены помочь ему в благородном влиянии на детей.

Музыка в домашних праздниках и развлечениях, в создании радостного настроения, играет большую роль. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальное деятельность сочетается с другими видами - театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной-то решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.

В повседневной жизни ребёнка музыке придаётся большое значение. В утренней гимнастике она используется более планомерно. Здесь могут звучать марши, песни и другие произведения. Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, на котором звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользирующих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений.

Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов: металлофон, скрипку, музыкальный молоточек, бубен.

Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если в семье звучит не только развлекательная, но и народная и классическая музыка, ребенок привыкает к ее звучанию, обогащает свой слуховой опыт.

Наглядно-зрительный метод – в семейном воспитании имеет ряд преимуществ. Дома, общаясь с ребенком, имеется возможность показать книги с репродукциями картин, рассказывая при этом об эпохе, когда была сочинена музыка, традициях и обрядах, познакомить с изображениями предметов быта, одежды. Таким образом, обогащаются представления детей об искусстве.

Словесный метод – позволяет настроиться ребенку на восприятие музыки, поддерживает возникший интерес.

Практический метод – позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать ребенка музыкой.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – развлечение, самостоятельное музицирование детей, фоновое звучание. На занятиях роль взрослого активна. К менее активным формам руководства взрослого относят: слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослого.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).

Виды музыкальной деятельности в семье.

Пение

Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении.
Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни.

Музыкально - ритмические движения

Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.

Слушание музыки в семье

Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.
Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.

В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах

Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий), правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Взаимодействие педагогов и семьи

Сотрудничество педагогов, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности:

1.Родительские собрания.

На родительских собраниях обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, совместного творческого дела.
2. Формы познавательной деятельности.

Общественные смотры музыкальных занятий, дни открытых занятий, праздники музыки и творчества, музыкальные турниры.
3. Формы досуга.

Совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение музыкальных фильмов, спектаклей, музыкальные соревнования, КВН.
Таким образом, искомый результат развития музыкальной культуры ребёнка, как части духовной культуры, осуществляется на всем протяжении музыкального воспитания в семье, основанного на мировой классической музыке, русской народной, детской современной, песенно- танцевальной, эстрадной, т.е музыки, просветляющей и облагораживающей быт.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

Учитесь танцевать.

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

Громко – тихо.

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры:

1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Угадай мелодию.

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Танцы сказочных персонажей.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.).

Список литературы для родителей:
1. Азаров Ю.П "Семейная педагогика" М.Политиздат 1982г
2. Алан Фромм " Азбука для родителей" Лениздат 1991г
3. Гребенников Н. И " Семейное воспитание" Москва Издательство политической литературы 1990г
4. Журналы "Семья и школа"
5. Куликов Т.А " Семейная педагогика и домашнее воспитание" М. ОСАДЕМА 1999г
6. Макаренко А. С "Книга для родителей"
7. Медушевский В. В, Очаковская О. О " Словарь юного музыканта" Москва "Педагогика" 1995г
8. Кошмина И " Музыкальный букварь" Москва 2005г
9. Кабалевский Д.Б " Идейные осоновы музыкального воспитания"
10. Сухомлинский В. А "Сердце отдаю детям"

Список используемой литературы:

1. Гогобидзе А.Г., Деркунская В.А. «Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста». – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

2. Новикова Г.П. «Музыкальное воспитание дошкольников2 – М.: АРКТИ, 2000.

3. Судакова Е.А. «Музыкальное воспитание ребенка в семье. Методические рекомендации для родителей». - ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.

4. http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalnoe-vospitanie-rebenka-v-seme.html

5. http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-dmitrievna-shadrina/metodicheskaja-razrabotka-na-temu-muzykalnoe-vospitanie-detei-v-seme.html

6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vidymuzykalnoidieiatielnostivsiemie

7. https://www.pedm.ru/conference_notes/163

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1203 24

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6245 676