Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
7 минут 3318 389

Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Sachuk foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Сачук Наталию Федоровну, инструктора по физической культуре МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братска Иркутской области. Сегодня Наталия Федоровна делится своим опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО. Статья будет интересна инструкторам по физической культуре и педагогам, работающим в детском саду.

Краткий комментарий к статье от Наталии Федоровны:

«В настоящее время компьютерных технологий очень злободневно встает вопрос о здоровье подрастающего поколения, поэтому в своей работе широко использую здоровьесберегающие технологии, помогающие укрепить, сохранить и привить положительное отношение к здоровому образу жизни»

Познавательного чтения…


Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО.

Посмотреть статью в полной версии

Увлечение молодого поколения гаджетами, и в результате находясь, долгое время без физических нагрузок, неправильное питание все это ведет к акселерации и аккумулированию отрицательных эмоций, в результате чего возникают различные заболевания и отклонения. Сложная экологическая обстановка ухудшающаяся с каждым днем, уровень образованности населения, нестабильная социально-экономическая обстановка и другие факторы ведут к угрожающей здоровью прогрессии последующих поколений, в результате чего у не здоровых родителей будут рождаться больные дети.

На данном этапе развития общества можно отметить, что по разным причинам увеличивается процент детей, которых по состоянию здоровья можно отнести к категории лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ), нуждающимся в определенной опеке и создании необходимых условий для их успешной социализации.

В процессе модернизации образования и введением ФГОС ДО в каждом дошкольном учреждении для таких детей должны быть созданы условия повышающие качество образования для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Поэтому возникла необходимость организовать систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ, чтобы развивать двигательные умения и навыки, физические качества, укреплять иммунитет и привить положительное отношение к здоровому образу жизни.

Внедряя данную систему работы, нами были поставлены и решены следующие задачи: создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья и полноценного физического развития детей с ОВЗ, организация оздоровительной работы по формированию двигательных навыков с применением здоровьесберегающих технологий.

Главной особенностью применения здоровьесберегающих технологий является индивидуальность, так как у детей разный уровень двигательных способностей и личностных качеств (активность, самостоятельность, инициативность и др.), чтобы избежать переутомления и негативного отношения, необходимо учитывать необходимый объем, количество и сложность предлагаемых упражнений, включающих в себя смену двигательной активности и релаксацию.

Для достижения оптимального результата коррекционно – образовательная работа построена с учетом лексических тем, равномерного распределения нагрузки и с применением следующих здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, упражнения для развития мелкой моторики, логоритмики, релаксационных упражнений, психогимнастики, подвижных и спортивных игр.

Снять излишнюю напряженность после выполнения основных видов движений (бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание) можно применяя упражнения на релаксацию, специально подобранные упражнения, которые помогают снять напряжение с определенной группы мышц ног, рук, шеи. Например, упражнение «Спортом надо заниматься», смена напряжения мышц и расслабление помогают почувствовать детям мышечный корсет всего тела, почувствовать способность управлять своим телом, получать удовольствие от расслабления мышц после их максимального напряжения.

Общеизвестна тесная взаимосвязь речи и тонкой моторики пальцев, поэтому применение игр и упражнений с мелкими предметами, пальчиковой гимнастики развивают движение пальцев рук, ручную ловкость, способствуют развитию мышления ребенка.

Подвижные игры отличное средство профилактики гиподинамии, способствующие развитию самостоятельного игрового творчества, расширяя совместный игровой опыт взаимодействия со взрослым и сверстниками, развивают умение доступно объяснять правила игры, учат проживать и разрешать возникающие конфликты, приобрести опыт выхода из трудных ситуаций.

Потребность в движении и не сформированность речи, но в то же время природное тяготение к рифмованным упражнениям стимулирует использование в работе с дошкольниками с ОВЗ логоритмики. Так дети с наибольшим удовольствием осваивают упражнения с музыкой и речью, проявляя неподдельный интерес и избегая переутомления и усталости, что позволяет регулировать процессы возбуждения и торможения.

Одна из форм оздоровления детей с ОВЗ – это самомассаж, приносящий большое удовольствие и повышающий позитивное настроение, он помогает снять напряжение, помогает улучшить работу внутренних органов. Детям очень нравится самомассаж, сопровождаемый стихами и потешками, с массажными мячиками, прищепками, карандашами, зубными щетками и другими предметами.

Широкое использование психогимнастики, этюдов на выразительность жеста помогает детям в понимании движений своего тела, способности использования жестов и эмоционально – выразительных движений, способствующих социализации дошкольника, умению понимать другого без слов.

В своей работе апробируя здоровьесберегающие технологии, широко использую их в двигательно-игровых занятиях. Они включают следующие элементы: ритмические упражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус; развивающие внимание, восприятие, память, мышление, чувства темпа и ритма; согласованность речи и движения; дыхание; мимические движения; мелкую моторику пальцев рук; подвижные игры; релаксацию.

Дыхательные упражнения состоят из коротких стишков простых для восприятия и запоминания, произнесения на выдохе гласных и согласных звуков. Использование таких упражнений помогает увеличить силу и продолжительность выдоха, тем самым вырабатывает правильное дыхание у детей.

Применение здоровьесберегающих технологий способствует гармоничному развитию детей с особыми потребностями, способствует сохранению и развитию не только физического, но и психического здоровья детей, давая возможность каждому ребенку стать полноправным индивидуумом современного общества, способным полностью реализовать свой потенциал и быть востребованным в дальнейшей жизни.

Литература.

1. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР/ М.А. Касицына, И.Г. Бородина. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2005. – 216 с.

2. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.

3. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1197 24

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6241 676