Дорогие друзья, наш постоянный участник рубрики "Мастера своего дела" Савенко Максим Сергеевич педагог-психолог ЦПМСС «Преображение» г. Тула предлагает вашему вниманию статью: "Детишки-воришки"
Комментарий к статье от Максима Сергеевича:
"Воровство, так же как и другие грехи, существовало всегда и везде. Каждому из нас, взрослых, не чужды соблазны. Что же говорить про детей, которым еще труднее преодолеть искушение взять понравившуюся вещь? Это неприятно, но любой из родителей рано или поздно находит у своего ребенка чужую игрушку или даже деньги. Многие папы и мамы воспринимают это как катастрофу вселенского масштаба.
Мысль о том, что в семье растет преступник, становится навязчивой, лишает покоя и сна. На бедного малыша выбрасывается тяжелый груз отрицательных эмоций и бесконечных нотаций. Реагируя подобным образом, родители травмируют психику ребенка, снижают его самооценку и в результате сами провоцируют его на воровство..."
Позновательного чтения...
Почему дети начинают воровать?
Родителям важно знать, что причины воровства в каждом возрасте различны. В дошкольном возрасте ребенок не ворует, а берет чужую вещь (чаще всего игрушку или что-нибудь из одежды), которая ему очень понравилась. В 3-5-летнем возрасте дети не различают понятия «мое», «твое», «свое», «чужое» и поэтому уверены, что все в мире принадлежит им. Если вы увидели дома незнакомую игрушку, отнеситесь к этому спокойно и объясните своему ребенку, что эта вещь чужая, и поэтому брать ее нельзя. Для наглядности разговор можно сопровождать разбором конкретной ситуации и обратить внимание на переживания мальчика или девочки, утратившего, например, своего любимого плюшевого медвежонка.
Часто дети присваивают себе чужую вещь из желания сделать подарок кому-нибудь из близких людей. Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное, и то, что он поступает неправильно, просто не приходит ему в голову.
В 6-7-летнем возрасте дети могут воровать уже осознанно, стремясь привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо новой вещи. В этом случае у родителей с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства, но одного этого будет недостаточно. Необходимо также рассмотреть причину такого поведения, которая кроется в несформированности навыков общения, а возможно и в низкой самооценке. Следует обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, заинтересовывать их в общении и совместной деятельности.
Другая распространенная причина воровства в этом возрасте - желание отомстить кому-либо. Она может проявляться как во вредительстве ("Украду дневник у Женьки за то, что он меня побил"), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). В данных случаях ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством такого рода осуществляется с помощью объяснения, убеждения, проигрывания конфликтных ситуаций.
У детей постарше, от 8 до 10-12 лет, воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким ребятам очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять этому. Что предпринять в этом случае родителям? Основная рекомендация такая: никогда не делайте за своего сына или дочку то, с чем они уже в состоянии справиться сами.
По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве могло восприниматься как ошибка или случайный эпизод, у 13-16-летнего подростка - уже осознанный шаг. Однако это не означает, что ваш ребенок конченый человек. Конечно, нельзя оставлять поступки своих детей без внимания, но также не нужно забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать своего ребёнка надо постараться его понять, войти в его положение. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны "кражи престижа": подростка подначивают его же товарищи, объясняя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или "на спор".
Типичные ошибки воспитания
Часто родители сами чересчур либеральными или наоборот слишком жесткими мерами толкают ребенка на совершение противоправного, а порой даже преступного поступка.
Воспитание в стиле «кумир семьи» формирует у малыша установку на полную свободу и вседозволенность. Он растёт с мыслью "я самый лучший", ориентируется лишь на свои желания и интересы, не учится считаться с мнением других людей. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. Родители, в свою очередь, начинают обвинять других ребят в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка".
Недопустима и другая стратегия в воспитании, а именно - тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда их случайно выпускают из поля зрения.
Также очень распространено отсутствие последовательности в реакции родителей на поведение ребенка: в одной ситуации его наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали. Нередки случаи несогласованности и противоречивости требований взрослых: папа запрещает, а мама с бабушкой разрешают или наоборот.
Всегда надо помнить, что дети, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, в большинстве случаях следуют их примеру. Поэтому взрослым надо следить, в первую очередь, за собой и своими поступками, не допускать "двойной морали", когда их действия расходятся с делом. Например, родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами постоянно приносят с работы все то, что "плохо лежит". Такой малыш естественно будет поступать так же, как папа и мама, но только по-своему: уносить с собой забытые другими детьми игрушки, забирать чужую одежду или даже воровать деньги. Потом, когда неминуемо наступит развязка, он долго не сможет понять, за что же его ругают и наказывают.
Что делать, если ребёнок украл?
Прежде чем давать оценку действиям ребенка, у которого была найдена чужая вещь, необходимо разобраться, что же произошло на самом деле. Возможно, он просто взял ее по ошибке или это подарок товарища в группе. В любом случае вы должны отреагировать, но только тогда, когда будете абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение.
Если факт воровства налицо, постарайтесь в разговоре с воришкой придерживаться следующих правил:
- Ø Четко высказывайте отрицательную оценку действиям ребёнка с конкретным запретом на воровство, но не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее.
- Ø Помните, что сильные негативные эмоции могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать поступки, которые сочтёт постыдными и плохими.
- Ø После того как ситуация была разобрана, не возвращайтесь лишний раз к тому, что произошло. Особенно, если был совершен другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
- Ø Исключите ситуации, провоцирующие воровство. Не оставляйте на видном месте мелкие вещи, безделушки, деньги.
- Ø Рассказывайте о последствиях совершенного поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
- Ø Удержитесь от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его вором, преступником и т.д. Нельзя клеймить и унижать, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит - значит, я действительно такой!
- Ø Не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным. Исключите такие фразы, как: "Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить". Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок - иначе он никогда не скажет вам правду.
- Ø Не обсуждайте проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали - при всех. Воровство - сор, который не следует "выносить из избы".
- Ø Избегайте сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве.
Если ваш ребенок не помнит, у кого взял вещь и не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно, (ворует потому, что не может не воровать) родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу психоневрологу. В подобных случаях одних воспитательных воздействий будет недостаточно и возможно необходимо провести соответствующее лечение.
Какая бы беда ни случилась с вашим малышом, главное - не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком, а если потребуется - дайте такой шанс еще раз. Именно вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.