Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Захаровой Ольгой Ивановной, воспитателем МОУ НШ-ДС № 37 города Сургута, Тюменской области. Занимательные игры, задачи на составление фигур-силуэтов, головоломки помогают развить у дошкольников такие качества, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Сегодня Ольга Ивановна с удовольствием делится с нами своим профессиональными опытом и расскажет в своей статье, как организовать игры с детьми дома. Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Ивановны:
"Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Необычная игровая ситуация с элементами проблемной, присущая занимательной задаче, интересна детям."
Увлекательного чтения...
Каким образом организовать игры с детьми дома
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.Необычная игровая ситуация с элементами проблемной, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Дошкольнику приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др.
Желание достичь цели составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить новые способы решения. Такие игры можно сделать дома, своими руками. Для этого нужно немного терпения, времени, картон и ножницы.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны и детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Можно начать с составления фигур по образцу, затем воссоздание фигур по образцам контурного характера, потом перейти на самостоятельное составление фигур. Игра рисуется на картонках, затем разрезается и готова к применению.
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными. Ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 лет.
- Ты да, дамы с тобой. Сколько всего? (Двое.)
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (Два. Четыре. Шесть.)
- На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)
- Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
- Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (П о 5 километров.)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах? (2 кг.)
- У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
- Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего? (Ни одного, на березах яблоки не растут.)
- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Н е может, ночь разделяет дни.)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
- Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». (7.)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)
Скороговорки
- В один клин, Клим, колоти.
- Возле грядки - две лопатки, возле кадки - два ведра.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
- Три свиристели еле-еле свистели у ели.
- Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.
Три сороки-тараторки тараторилина горке.
Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три - сегодня, три - вчера, три - еще позавчера.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами
четыре чертежа чрезвычайно чисто.
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Шесть мышат в камыше шуршат.
- Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.
- В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
- У Степана есть сметана, простокваша да творог. Семь копеек - туесок.
- Сидели, свистели семь свиристелей.
- Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей.