«Нарушители дисциплины» на уроках осложняют жизнь не только себе, но и всему классу. Как учителю вести себя твердо, но доброжелательно с такими детьми? Ведь если подобрать тактику, не соответствующую мотиву ученика, то это лишь усугубит ситуацию. А воспитанник продолжит демонстрировать неадаптивное поведение, в которое входят не только хулиганские и хамские выходки, но также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя - любое незрелое поведение.
Для распознавания мотивов негативного поведения и выбора эффективной тактики работы используется классификация австро-американского педагога и психолога Рудольфа Дрейкурса. Данная классификация эффективно применяется и в семейном консультировании.
Согласно теории Р. Дрейкурса, у детей выделяется 4 мотива «плохого поведения». Распознать, какой из мотивов «работает» в данный момент, педагог или родитель может по ответным эмоциям, которые у него возникают на поведение ребенка:
- «Борьба за внимание» как мотив неадаптивного поведения вызывает у педагога или родителя раздражение.
- «Борьба за власть» вызывает гнев.
- «Желание отомстить» вызывает обиду.
- «Желание уклониться» или «потеря веры в себя» вызывает отчаяние.
Предлагаем посмотреть 10-минутное видео, в котором ярко описываются признаки негативного поведения ребенка в зависимости от мотива и способы работы с таким поведением. В прикреплении- памятка «Как работать с негативным поведением ребенка», которую можно дать родителю «непослушного» ученика на индивидуальной беседе.
Ну а если речь идет не просто о негативном, а о девиантном поведении, не забывайте, что вы можете:
- Обратиться с заявлением в инспекцию по делам несовершеннолетних, если налицо оскорбления, нецензурная брань, угроза насилия. Если есть повод заподозрить дурное обращение с ребенком в семье, можно обратиться в опеку.
- Поставить вопрос о переводе ученика на индивидуальный образовательный маршрут (согласно ст. 2 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
- Обратиться в школьную службу медиации. Если такой службы в школе нет, надо требовать ее создания. Вот нормативные документы: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.; ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п. 62, п. 64; ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.; Методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях, подготовленные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации; ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»; Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).
Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉