Как это было
Закон о просветительской деятельности вступил в силу, несмотря на протесты научного сообщества. Под этим, как сказано в документе, понимается любая передача знаний, навыков и опыта. Кто именно сможет заниматься просвещением, должно определить правительство.
По ссылке можно отследить ход обсуждения законопроекта>>
Закон дает следующее определение просветительской деятельности: "Просветительская деятельность - это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека".
Оригинал можно скачать в прикреплении к статье.
Кому понадобились поправки о просветительской деятельности и зачем?
Закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности.
Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации,
— указано в проекте.
Общий вывод таков: намерения благие. Тем более, что регулирование для любого растущего рынка – это нормальный процесс. А за последние 2 года российский рынок EdTech (образовательных технологий) рванул вверх.
Так почему же поправки вызывают опасения?
Проговорим только те изменения, которые непосредственно коснутся наших коллег.
Во-первых, закон касается и онлайн, и офлайн образования.
Во-вторых, основная претензия критиков к расплывчатости определения просветительской деятельности. И в итоге под нее попадает деятельность любого лектора, блогера или просто человека, пожелавшего публично высказать свое мнение, поделиться своим опытом. Кстати, репетиторство тоже попадает под эти поправки.
Что это значит для наших коллег?
Если до этого педагоги вели свои сайты, профессиональные странички в социальных сетях, блоги, выкладывали образовательное видео в Tik-Tok, Youtube, то теперь такой контент можно назвать просветительской деятельностью. А в законе говорится следующее:
Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.
А теперь давайте вспомним традиционное портфолио к аттестации на высшую категорию. Похоже, вовремя ввели изменения в процедуру аттестации… В такой ситуации педагогу проще не вести профессиональный сайт, страничку или блог. Но как быть популярным у детей педагогам-блогерам?
Пока не можем ответить, ведь процедура регуляции просветительской деятельности еще не определена.
Однако, надежда есть
Как будут реализованы на практике положения о просветительской деятельности, еще не известно. Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности" сейчас на этапе подготовки окончательного текста. В ближайшее время мы всё узнаем.
Если было полезно, жмите "Аплодировать" 😉