25 сентября 2017г. Правительство РФ выпустило распоряжение о принятии Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Сразу же в школах нескольких регионов страны ввели экспериментальные уроки по финансовой грамотности (далее ФГ). В частности в Ставропольском, Алтайском, Краснодарском крае, республике Татарстан, в Волгоградской, Томской, Саратовской и Калининградской области.
Согласно дорожной карте по реализации данной Стратегии, к III кварталу 2019 года уроки по ФГ уже должны регулярно проводиться в учреждениях общего образования ("План мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы" от 3 декабря 2018 г.),
По этому же документу ежегодно должна замеряться эффективность реализации Стратегии. Но самое главное, в 2021 году предстоит оценить уровень ФГ у 15-летних учащихся российских школ в рамках международного исследования PISA.
📊 Узнайте, достаточно ли вы владеете содержанием ФГ и методикой ее обучения, чтобы ее преподавать. Для этого скачайте экспресс-опросник в прикреплении к статье и оцените свою компетентность по предложенным пунктам. |
Что делать, если вы обнаружите пробелы в своих компетенциях? Очевидно, что их придётся восполнить. Например, путем самообразования - используя УМК, видеолекции и мобильные приложения в открытом доступе. Список полезных проверенных ресурсов опубликуем в следующей статье.
А пока, давайте разберёмся, как реализуется стратегия, чтобы понять, стоит ли вам беспокоиться.
Как программа реализуется в школах и детских садах.
Разработчиками дорожной карты было предложено несколько подходов к внедрению тематики ФГ в систему школьного образования. Первый подход — вводить ее в качестве отдельного предмета — в школах посчитали не оптимальным в связи с разговорами о перегруженности детей. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта – включить уроки по ФГ в программу некоторых школьных предметов (обществознание, математика, ОБЖ, география и история) и также реализовать за счет внеурочной деятельности, дополнительного образования.
В ходе проекта были разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс, а в 2018–2019 гг. в регионах был распространен тираж учебно-методических комплектов по ФГ свыше 8 млн экземпляров.
Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России.
Что касается дошкольного образования, то необходимость включения занятий по ФГ, также отражена в упомянутой Стратегии:
<…> Для эффективной организации деятельности необходимо обеспечить:
актуализацию и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов и (или) примерных основных образовательных программ различных уровней образования; <…>
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования (в том числе с учетом результатов международного исследования по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся по финансовой грамотности).
(Источник в системе "Гарант.Ру")
Кому же из педагогов необходимо освоить преподавание ФГ?
Вывод очевиден: обучиться преподаванию ФГ следует учителям-предметникам названных выше дисциплин, воспитателям ДОУ и педагогам дополнительного образования детей, ведущим соответствующий предмет.
Реализация стратегии идет по плану, а это значит, что включение в программу занятий по ФГ становится обязательным для педагогов общего и дополнительного образования детей.
В следующей статье мы дадим список проверенных ресурсов с бесплатными полезными материалами для организации занятий по ФГ дошкольников и школьников. В том числе и дистанционных занятий.
А пока предлагаем Вам оценить, достаточно ли вы владеете содержанием финансовой грамотности и методикой ее обучения, чтобы ее преподавать. Тест – в прикреплении к статье.
Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉