Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как вести себя в социальных сетях, если вы педагог
5 минут 3517 49

Как вести себя в социальных сетях, если вы педагог

Вопрос о поведении педагогов в социальных сетях и раньше был дискуссионным.

Тема активно муссировалась журналистами, и после нескольких громких историй даже были внесены изменения в кодекс этики педагогических работников  - в 2019 году. Эти изменения регламентировали поведение педагогов в социальных сетях.

Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет, и в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Это естественный процесс. И очевидно, что регламентами вопрос вряд ли можно решить.

Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях?

📌 В прикрепленном файле «Правила поведения в социальных сетях» вы найдете рекомендации по этому вопросу от  эксперта по интернет-коммуникациям.

Сегодня во всем деловом мире самопрезентация в социальных сетях является частью личного бренда. Познакомьтесь с правилами построения личного бренда педагога  на бесплатном курсе Развитум>>.

 

 

А вот, что об этом думают сегодня педагоги из разных стран*.

😎 Анна Ковалева (Сямынь, Китай)

Я преподаю английский язык в частном тренинговом центре в Китае. Мои ученики — это и дети, и взрослые. До этого я была учительницей истории в общеобразовательной школе в России.

В приложении к моему рабочему контракту в Китае указано, что общение учителя с учениками в [социальной сети] WeChat нежелательно. Таким образом, школы в Китае, особенно частные, пытаются максимально изолировать иностранных педагогов от студентов. Так они пытаются избежать того, чтобы учитель однажды стал частным репетитором студентов. Но, конечно, никто за этим строго не следит.

Я принимаю заявки своих учеников в друзья. Я не принимаю запросы тогда, когда студенты явно в офлайне дают мне понять, что испытывают ко мне симпатию. Бывали случаи, когда ученики начинали выражать свои чувства и писать мне навязчивые сообщения уже после того, как я их добавила. Тут мне приходилось даже кого-то блокировать, потому что я боялась, что их сообщения могут меня скомпрометировать. 

Я не размещаю фото в купальниках или мини-юбках. Вообще, как только я хочу что-то личное запостить, я вспоминаю своих собственных преподавателей. Например, я хочу разместить фото из отпуска, но перед этим я представляю: вот сейчас я открываю "Фейсбук", а там мой бывший профессор по Средним векам в трусах в море. Хочу я видеть такую фотографию? Нет. Почему тогда мои ученики должны видеть меня в купальнике на море?

Я не обсуждаю в соцсетях политику, религию и никогда не пишу постов из серии "Как жить". Для учеников, особенно если мы говорим о школьном возрасте, это может быть настоящей инструкцией к действию. 

Я жалела несколько раз, что постила какие-то личные детали своей жизни. Это было, когда я только начинала преподавать. Я как-то написала что-то из серии "Многие любят начинать свой день с кофе и сигарет", совершенно не подумав, что у меня в друзьях уже есть пара учеников. Так вот, одна ученица мне в личные сообщения написала: "Я тоже, только мама не разрешает".

 

😎 Дженни Базан (Остин, штат Техас, США)

Я преподаю биологию в старших классах государственной школы. В своей личной жизни я использую "Фейсбук", "Инстаграм" и Snapchat. Мои ученики находили меня во всех трех соцсетях, но я не добавляю никого из них в друзья. Просто игнорирую их запросы. Я не хочу, чтобы они знали о моей личной жизни.

Во многом это связано с возрастом моих учеников. Они подростки, которые учатся быть взрослыми, но все равно еще дети. Они очень любопытные и без соцсетей меня постоянно спрашивают: "А у вас есть молодой человек? Вы замужем? Хотите завести детей? Куда вы ходили в выходные?". Если бы они дружили со мной в соцсетях, то каждый мой шаг был бы предметом обсуждения в классе. "О, мы видели, что вы ездили туда-то!" И вместо урока мы уже обсуждаем мой досуг.

Думаю, что если бы я преподавала в университете, то могла бы поменять свою позицию. Там все-таки люди постарше, их не удивить тем, что вы с кем-то встречаетесь, или вас кто-то отметил в "Фейсбуке" на фотографии в баре. Плюс я видела в новостях случаи, когда учителя в США были наказаны за неприемлемые отношения с учениками. Эти отношения часто начинались как раз в социальных сетях. Поэтому я хочу защитить себя и свою карьеру от любых контактов с учениками, если это не касается школы.

 

😎 Онамик Саха (Лондон, Великобритания)

Я преподаю в университете Голдсмитс на факультете СМИ. Моя сфера интересов: расовые вопросы, медиа и популярная культура. Я использую "Твиттер", "Фейсбук" и "Инстаграм". Но "Фейсбук" и "Инстаграм" - это мое личное пространство, куда я не добавляю студентов. Мне будет не совсем комфортно, что они будут видеть фотографии моих детей, например.

В "Твиттере" мои посты могут видеть все. Я стараюсь продвигать там свои исследования, но также пощу твиты про футбольный клуб "Арсенал", джаз, жалуюсь на лондонскую подземку. Когда я пишу что-то в "Твиттер", конечно, я думаю, что меня читают и студенты, и администрация университета. Я удалял несколько раз свои твиты об университете, потому что спустя какое-то время они казались мне слишком критичными. Среди моих фолловеров есть люди, которые руководят Голдсмитс, но ни они, ни кто-то иной из вуза никогда не просили меня что-то удалить: я делал это по собственной инициативе.

Я пишу о политике в "Твиттере", и, думаю, наивно полагать, что это может повлиять на студентов. Они не школьники и сами в состоянии формировать свои взгляды. Я на 100 процентов уверен, что женщины-учителя в сети подвергаются гораздо большей критике, чем мужчины-учителя. Я вижу, как троллят в соцсетях моих успешных коллег-женщин, особенно если речь идет о женщинах иной расовой принадлежности, к примеру, афроамериканской или азиатской.

 

😎 Вячеслав Посох (Пермь, Россия)

В декабре я получил второе высшее образование в Австралии. В январе вернулся в Россию и начал преподавать английский язык в 3-м, 4-м, 7-м и 8-м классах. Прошло чуть больше месяца, и на одном из городских сайтов вышла статья с моими фотографиями из "Инстаграма" - причем все снимки были сделаны до того, как я начал преподавать. "Инстаграм" для меня - это видеодневник, в котором я отмечаю свой прогресс и рост, в том числе в спорте. Раньше я занимался биатлоном и айкидо, теперь зимой катаюсь на лыжах, летом - на велосипеде, а также бегаю. Три года я хожу в спортзал по рекомендации врача - чтобы сформировать мышечный корсет и избавиться от болей в спине. Да, я делаю сэлфи из спортзала, в том числе топлесс, потому что для меня важно видеть свой прогресс: как я меняюсь с новой программой тренировок. 

После публикации статьи я стал слышать гораздо чаще свою фамилию в школе и замечать перешептывания среди коллег. В социальных сетях мне начали писать негативные комментарии. Одни упрекают меня в приеме анаболических стероидов, другие считают, что мое увлечение педагогикой нездорово, потому что, по их мнению, вряд ли молодой человек пойдет в школу, если у него все хорошо и такая физическая форма.

От учеников я не слышал никаких комментариев. Но поговорил со своими старшими классами (7-й и 8-й) и предупредил, что они могут увидеть статьи в СМИ обо мне. Они, как мне кажется, с пониманием к этому отнеслись. Несмотря на всю эту шумиху, я хочу продолжать быть собой в социальных сетях. Работа не может полностью контролировать твою социальную жизнь, даже если ты учитель. Администрация школы меня поддержала. Мне сказали, что не видят ничего криминального в моих фотографиях.

Да, я согласен с тем, что в России женщин-учителей судят гораздо строже, чем учителей-мужчин. Но дело здесь не в профессии, а в обществе. Люди гораздо строже относятся в целом к женщинам и женской сексуальности.Плюс, конечно, у нас есть разное восприятие мужской и женской наготы. Для нашего президента позволительно появляться публично топлесс в шортах и джинсах. Странно, если первый человек в стране может это делать, а учитель в свободное от работы время не может.

 

😎 Кирилл Залищанский (Комсомольск-на-Амуре), известный на youtube под ником «Бородатый лингвист» 

Нужно или не нужно скрывать соцсети от своих учеников, когда вы учитель? Многие говорят, что учителя должны скрывать свои странички от учеников, никого в друзья не добавлять – это ваша личная жизнь, поэтому она должна быть у вас закрытой. Тут возникает вопрос: «А почему она должна быть закрытой?» Бывает даже, что родители пишут учителям и говорят, мол: «Закройте то, что у вас там есть». Иногда это говорят директора… На всё нужно смотреть индивидуально в конкретной ситуации.

Есть вещи, которые действительно чересчур… Я недавно, например, посмотрел кое-что в своём инстаграме и удалил парочку сторис в актуальном. Я их размещал, когда не думал, что буду работать в школе. А сейчас если бы всё это всплыло, возможно, был бы какой-нибудь скандал.

Более подробно вы можете познакомиться с мнением Кирилла Залищанского, посмотрев его видео на youtube «Учителя должны удалить соцсети»

 

Можно делать разные выводы, но одно очевидно: мы живем во времена нарастающей информационной открытости. И все сложнее становится перестраиваться между социальными ролями, когда дома ты один человек, в социальных медиа - другой, на работе - третий. Самое простое и ценное - везде быть самим собой. 

И обязательно жмите «Аплодировать», если понравилось! Нам будет очень приятно 😉

*Материалы интервью учителей из разных стран взяты здесь.

Может быть интересно

Буллинг в сети. Как помочь детям, подвергшимся кибербуллингу?

Кибербуллинг – серьезная современная проблема с тяжелыми последствиями, как для жертв, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального насилия. Частично проблема кибербуллинга  заключается в культуре безразличия и бездействия коллектива. Учитывая многие трагические последствия для детей и взрослых, важно раз и навсегда обозначить угрозы кибербуллинга как для жизни и здоровья самих детей, так и для общества в целом. 

Также важно понять, как действовать педагогу, когда к нему обратились родители жертвы буллинга, чтобы спасти ребёнка от нежелательных последствий. Что делать педагогу, читайте в статье

5 минут 2484 63

Будьте в курсе: юридические тонкости служебной переписки в мессенджерах

Сегодня мессенджеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Электронная почта, смс-сервисы, электронные мессенджеры ежедневно используются миллионами людей не только для общения, но и для  решения важных вопросов.  А с с развитием дистанционного обучения, учителям все больше приходится использовать личный мобильный телефон в служебных целях и общаться в мессенджерах с учениками и родителями. 

Какие "подводные камни" стоит учесть? Разбираем в статье

 

5 минут 3422 153