Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Будьте в курсе: юридические тонкости служебной переписки в мессенджерах
5 минут 3419 153

Будьте в курсе: юридические тонкости служебной переписки в мессенджерах

Сегодня мессенджеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Электронная почта, смс-сервисы, электронные мессенджеры ежедневно используются миллионами людей не только для общения, но и для  решения важных вопросов.

 

С какого номера телефона лучше вести переписку, например для родительского комитета?

Чтобы придать юридическую значимость переписке в мессенджерах необязательно заводить номера телефонов на образовательные учреждения. Достаточно указать конкретные номера и перечень используемых мессенджеров (WhatsApp , Viber и т.д.) для передачи юридически значимых сообщений в приказе по учреждению.  

Хотя есть учреждения, которые снимают с себя ответственность за последствия общения педагогов в социальных сетях с родителями и оформляют приказы об ограничении общения в социальных сетях. В прикреплении к статье можно посмотреть ОБРАЗЕЦ такого приказа.  

Если работник образовательного учреждения будет согласен с использованием личных мессенджеров в служебных целях, то работодателю следует оформить данное условие соответствующим образом:

 - порядок применения мессенджеров в служебных целях рекомендуется закрепить в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка;

 - получить от работника заявление в письменной форме, содержащее его согласие на обработку персональных данных, таких как личный номер телефона, а также согласие на использование личного мобильного телефона в служебных целях с получением компенсации;

- составить и утвердить приказом руководителя организации список работников, использующих в служебных целях личный мобильный телефон;

 - в должностной инструкции работника следует указать, при исполнении каких обязанностей работник должен пользоваться мессенджером;

- с работниками, чьи телефоны будут использоваться в служебных целях, заключить письменное соглашение о возмещении расходов на использование личного мобильного телефона. Как правило, в соглашении указывается определенная сумма компенсации в месяц. Конкретный размер компенсации можно определить произвольно по соглашению с работником. Сумма компенсации не облагается страховыми взносами и налогом НДФЛ.

 

Нюансы оформления компенсации. 

 Согласно  ст. 188 ТК РФ , если работник использует свое имущество в служебных целях, с согласия или ведома работодателя, то ему выплачивается компенсация  . Поэтому необходимо, если компенсация не прописана в трудовом договоре , обязательно оформить доп. соглашение к трудовому договору с сотрудником, где прописать условие о компенсации расходов и зафиксировать в нем порядок расчета и выплату такой компенсации.    

При этом размер данной компенсации должен иметь экономическое обоснование и исходить из документально подтвержденной стоимости мобильного телефона. Также организация должна располагать документами (или их заверенными в установленном порядке копиями), подтверждающими право собственности работника на используемое имущество.  

Расчет компенсации происходит по формуле:  

К=С/М, где

К - размер компенсации;

С -  документально подтвержденная стоимость телефона;

М - количество месяцев составляющих срок службы телефона, согласно технической документации.

 

Сейчас для образовательных учреждений оформление вышеназванных документов может быть излишним. Но в будущем, с развитием дистанционного обучения, учителям все больше придется использовать личный мобильный телефон в служебных целях и общаться в мессенджерах с учениками и родителями.

 

Как необходимо фиксировать договоренности в чате WhatsApp, чтобы они имели «вес» при возникновении недопонимания или разбирательств?

Чтобы переписку можно было представлять в качестве доказательства, она должна быть максимально содержательной. Как правило, в мессенджерах используют сокращения, разговорный стиль, не всегда прямые значения слов. Иногда суть сообщений может быть непонятна вне контекста. Поэтому любые договоренности в чате, с родителями или коллеги лучше всегда подкреплять подведением итогов, делать лаконичное «резюме», после которого участники чата должны ват ответить: «согласна», «принято», «хорошо, так будем действовать» и т.п.

Обязательно просмотрите всех участников вашего чата и попросите не использовать никнейм вместо имени. Идеальный вариант - это когда контакт указывает на фамилию и имя собеседника. Также следует обратить внимание на то, что в некоторых мессенджерах (Skype, Telegram) возможно общение с использованием никнейма со скрытым номером телефона. В такой ситуации переписка формально будет считаться анонимной.

Еще важный нюанс — в WhatsApp всегда отображается, что сообщение удалено. Однако не все в курсе, что сообщение не может быть удалено отправителем у получателя по истечении часа после его отправки. В этом смысле WhatsApp удобен для фиксации договоренностей, а вот в  Telegram можно бесследно удалять сообщения у себя и у получателя в любое время.

 

Стоит ли использовать в чате голосовые сообщения?

Далеко не все способны четко описывать ситуацию и формулировать вопросы в устной форме. Часто в голосовых сообщениях используется много лишних слов, и основной смысл теряется.

Также затруднительно осуществлять поиск по содержанию голосовых сообщений. И конечно невнятный текст сложно будет потом представить в качестве доказательства.  

Поэтому рекомендуем самим не использовать голосовые сообщения, а при отправке таковых в ваш адрес, резюмировать  итог и заручиться текстовым подтверждением.

Ссылка на источник фото, использованного на обложке.

 

Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉

 

Может быть интересно

Как работать с нарушителями дисциплины на уроках

«Нарушители дисциплины» на уроках осложняют жизнь не только себе, но и всему классу. Как учителю вести себя твердо, но доброжелательно с такими детьми? Ведь если подобрать тактику, не соответствующую мотиву ученика, то это лишь усугубит ситуацию.  А воспитанник продолжит демонстрировать неадаптивное поведение, в которое входят не только хулиганские и хамские выходки, но также потеря интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя - любое незрелое поведение. Предлагаем 10-минутное видео и памятку, которая поможет распознать мотив негативного поведения, выбрать верную тактику и проконсультировать родителей ученика.

3 минуты 3783 240

Геймификация на уроках и занятиях – мощный инструмент вовлечения или бестолковый тренд?

Геймификация в образовании – сегодня настоящий тренд. Что только не вкладывают в это понятие, то усложняя его, то упрощая до обычной игры! Но что действительно стоит за технологиями геймификации? Компьютерные образовательные игры? А может быть квесты? А может, обычный блиц-опрос на уроке - это тоже элемент геймификации? Предлагаем 10-минутное видео от эксперта, которое раз и навсегда прояснит ответ на этот вопрос. 

2 минуты 1693 67