Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Буллинг в сети. Как помочь детям, подвергшимся кибербуллингу?
5 минут 1111 44

Буллинг в сети. Как помочь детям, подвергшимся кибербуллингу?

Кибербуллинг – это преследование в Сети и через электронные средства связи, общедоступные порочащие публикации. Кибербуллинг в школе почти не отличается от буллинга, и определяется как нежелательное, агрессивное поведение среди детей школьного возраста, что предполагает реальное или воспринимаемое доминирование, психологическое насилие, которое повторяется или проявляется постоянно.

Согласно отчету Высшей школы экономики (ВШЭ), каждый четвертый школьник в России  (27,5%) является жертвой издевательств. Кибербуллингу подвергаются от 16% до 27% школьников. В 2016 году более 130 подростковых самоубийств в России было совершено из-за преследования в Сети.  Всего в мире каждый третий ученик в тот или иной период  жизни становится жертвой травли и издевательств в школе.

📌Конкретные юридические и психологические методы борьбы с кибербуллингом вы можете скачать в файле «Как спасти детей от кибербуллинга».

 

Последствия для жертвы кибербуллинга

Хотя некоторые издевательства носят физический характер и их легко распознать, издевательства могут также происходить незаметно и скрытно, с помощью прямой или опосредованной коммуникации через смартфон или в Сети, приводя к психологическому насилию и эмоциональному ущербу. Во всех случаях насилия требуется вмешательство педагогов, чтобы школа и семья работали вместе, выявляя случаи издевательств, оказывая помощь жертвам и искореняя их причины.

Краткосрочные последствия для жертвы кибербуллинга : 

  • Неожиданно без видимых причин начинают снижаться показатели в учебе, ребенок чувствует социальную изолированность, стыд и вину, снижается самооценка, повышается тревожность, возникают симптомы депрессии и суицидальные мысли.
  • У ребенка нарушается сон, изменяются привычки питания,  снижается общая сопротивляемость организма, проявляются психосоматические симптомы (боли в животе, головные боли, боли в мышцах, другие физические жалобы без известных медицинских причин).

Долгосрочными последствиями для жертвы кибербуллинга являются: повышенный риск суицидальных мыслей, планов самоубийства и попыток самоубийства, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство, плохое общее состояние здоровья, саморазрушительное поведение, в том числе самоповреждения, злоупотребление психоактивными веществами, трудности в установлении доверительных, взаимных дружеских отношений и отношений.

К сожалению, некоторые жертвы насилия, которым не была оказана помощь, или которые не смогли самостоятельно переработать травму, сами становятся хулиганами. Это является патологическим механизмом попытки переработки травмы за счет других людей (собственно, из-за домашнего насилия, в том числе сексуального, многие хулиганы и становятся хулиганами). Они демонстрируют многие из тех же проявлений, что и их обидчики. Когда такие люди достигают зрелого возраста, они испытывают более серьезные трудности и тяжелые расстройства, чем просто хулиганы или просто жертвы.

 

Последствия для хулигана

Краткосрочными последствиями девиантного поведения хулигана являются: плохая успеваемость в школе, повышенный риск прогулов, сложности в поддержании социальных отношений со сверстниками, повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (алкоголь и наркотики), повышенный риск травмирования, повышенный риск в возникновении проблем с законом (причинение ущерба, вандализм, криминальная активность).

Долгосрочные последствия девиантного поведения хулигана проявляются в том, что такие люди часто вырастают несчастными взрослыми. Здоровое общество старается изолировать от себя «крутых», импульсивных и агрессивных людей, которым остается лишь общение в круге себе подобных. У хулиганов могут быть трудности с обучением и работой, сохранением дружеских отношений и поддержанием романтических или даже семейных отношений. Такие люди, будут подвергаться большему риску суицидальных мыслей и поведения, у них могут возникнуть психиатрические расстройства. Хулиганское поведение будет проявляться в форме домашнего насилия к супругу и детям, жестокости к животным, антиобщественного и криминального поведения. А также будут страдать от алкогольной или наркотической зависимости, иметь недостаточный уровень квалификации, терять работу, иметь сокращенную ожидаемую продолжительность жизни.

 

Последствия для учеников - свидетелей кибербуллинга

Свидетели играют решающую роль в возможности проявлений кибербуллинга. Наблюдатели – это аудитория, перед которой хулиган утверждает свой авторитет и ищет у неё поддержки. В абсолютном большинстве случаев наблюдатели никак не пытаются пресечь психологическое насилие над другими детьми. 

Причинами могут быть: боязнь стать следующей целью хулигана, мнение, что это «не их дело», «стучать» старшим нехорошо. Как правило, свидетели считают, что вмешательство ничего не даст, особенно если ранее дети сказали учителям, которые не предприняли никаких действий. Такие дети травмируют свою психику, они начинают пить и курить, пропускать школу, испытывать тревогу или депрессию. Такая ситуация, в свою очередь, может привести к негативным долгосрочным психологическим последствиям.

📌 Как педагогу этого не допустить? Все ответы, а именно конкретные юридические и психологические методы борьбы с кибербуллингом, скачивайте в файле «Как спасти детей от кибербуллинга».

Действуйте! Успехов Вам в этом важном деле!

Может быть интересно

Будьте в курсе: юридические тонкости служебной переписки в мессенджерах

Сегодня мессенджеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Электронная почта, смс-сервисы, электронные мессенджеры ежедневно используются миллионами людей не только для общения, но и для  решения важных вопросов.  А с с развитием дистанционного обучения, учителям все больше приходится использовать личный мобильный телефон в служебных целях и общаться в мессенджерах с учениками и родителями. 

Какие "подводные камни" стоит учесть? Разбираем в статье

 

5 минут 1437 131

В методическую копилку воспитателя: подборка подвижных игр

Игра является основным методом, успешно применяемым педагогами для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Играя, ребенок 4-6 лет получает возможность проявить себя, удовлетворить свой познавательный интерес, получить необходимые знания и навыки. 

В этой статье речь пойдет о подвижных играх. Именно подвижные игры не надоедают детям, доступны почти всем возрастным группам и помогают достигать максимум образовательных и воспитательных целей.  Предлагаем посмотреть 5-минутное видео с подборкой подвижных игр. 

3 минуты 1812 80