Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: требования, правила, примеры
3 минуты 8180 327

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: требования, правила, примеры

Политика государства относительно образования направлена на повышение его качества и доступности для всех в равной степени. Прежде всего, данный вопрос касается образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). На педагогов, учителей и воспитателей, в данной ситуации возлагается большая ответственность за создание необходимых условий обучения, которые отражаются в специальных (иногда индивидуальных) адаптированных образовательных программах (АООП).

Написание таких программ регламентируется ФГОС образования обучающихся с ОВЗ:

  1. Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
  2. Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разобраться в том, как написать необходимую адаптированную образовательную программу в соответствии с ФГОС, достаточно просто. В этом поможет памятка «Составление АООП по группам ОВЗ».

Виды и структура адаптированных образовательных программ

В соответствии с требованиями ФГОС, подразумевается, что все адаптированные образовательные программы подразделяются в зависимости от вида заболевания детей: глухие; слабослышащие и позднооглохшие; слепые; слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью. В свою очередь данные группы детей с ОВЗ подразделяются на несколько вариантов составления адаптированной программы. Выбор варианта зависит от уровня развития и наличия/отсутствия дополнительных ограничений здоровья у обучающегося.

Таким образом, получается, что стандарт по составлению АООП для детей с ОВЗ, состоит из трех уровней:

  1. Основная (общая) часть: в ней указано, что должно быть в каждой АООП.
  2. Специальная часть (приложения к стандарту):для каждой группы детей с ОВЗ, для которых АООП отличаются друг от друга.
  3. Специфическая часть (варианты в приложении):указаны варианты АООП для каждой группы детей с ОВЗ.

В итоге получаем, что АООП пишется отдельно для каждого уровня (варианта) отдельной группы заболевания.

В помощь преподавателям, воспитателям и учителям существует множество литературы и Интернет-сервисов, посвященных вопросам работы с детьми с ОВЗ, специфике их обучения, работы с семьей, нормативно-правовой базы. Мы подобрали «Наиболее актуальные и полезные ресурсы по работе с детьми с ОВЗ», на которых помимо правил написания АОП, есть готовые адаптированные программы по группам ОВЗ для преподавателей, учителей и воспитателей.

Может быть интересно

Как работать с семьей ребенка с ОВЗ, чтобы избежать профессиональных ошибок

Недооценка семейной среды ребенка с ОВЗ может обесценить вложенные педагогом время, силы и эмоции, разрушить все планы и прогнозы.Как выстроить работу с родителями особенного ребенка, чтобы такого не случилось? Разберем в статье методы диагностики и алгоритм работы.

5 минут 2103 66

Организация образовательного процесса детей с ОВЗ. Что нужно знать?

Сегодня каждое образовательное учреждение обязано принять ребенка с ОВЗ. При этом , по данным Минтруда, ежегодно увеличивается количество таких детей на 15-25 тысяч. Реальные цифры выше, поскольку на практике педагогу нередко приходится работать с так называемой «скрытой» инклюзией. Пройдите короткий тест, и узнайте, насколько хорошо вы ориентируетесь в организации образовательного процесса детей с ОВЗ.

3 минуты 1819 79