Политика государства относительно образования направлена на повышение его качества и доступности для всех в равной степени. Прежде всего, данный вопрос касается образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). На педагогов, учителей и воспитателей, в данной ситуации возлагается большая ответственность за создание необходимых условий обучения, которые отражаются в специальных (иногда индивидуальных) адаптированных образовательных программах (АООП).
Написание таких программ регламентируется ФГОС образования обучающихся с ОВЗ:
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
- Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разобраться в том, как написать необходимую адаптированную образовательную программу в соответствии с ФГОС, достаточно просто. В этом поможет памятка «Составление АООП по группам ОВЗ».
Сейчас в нашем центре можно пройти повышение квалификации по работе с детьми с ОВЗ со СКИДКОЙ 60%:✔Тьютор в инклюзивной школе (от 72 ак.ч.- от 1560 Р*)>>> *-указана стоимость со скидкой 60% Чтобы воспользоваться скидкой, свяжитесь с нами удобным способом – специалист поможет оформить льготную заявку. |
Виды и структура адаптированных образовательных программ
В соответствии с требованиями ФГОС, подразумевается, что все адаптированные образовательные программы подразделяются в зависимости от вида заболевания детей: глухие; слабослышащие и позднооглохшие; слепые; слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью. В свою очередь данные группы детей с ОВЗ подразделяются на несколько вариантов составления адаптированной программы. Выбор варианта зависит от уровня развития и наличия/отсутствия дополнительных ограничений здоровья у обучающегося.
Таким образом, получается, что стандарт по составлению АООП для детей с ОВЗ, состоит из трех уровней:
- Основная (общая) часть: в ней указано, что должно быть в каждой АООП.
- Специальная часть (приложения к стандарту):для каждой группы детей с ОВЗ, для которых АООП отличаются друг от друга.
- Специфическая часть (варианты в приложении):указаны варианты АООП для каждой группы детей с ОВЗ.
В итоге получаем, что АООП пишется отдельно для каждого уровня (варианта) отдельной группы заболевания.
В помощь преподавателям, воспитателям и учителям существует множество литературы и Интернет-сервисов, посвященных вопросам работы с детьми с ОВЗ, специфике их обучения, работы с семьей, нормативно-правовой базы. Мы подобрали «Наиболее актуальные и полезные ресурсы по работе с детьми с ОВЗ», на которых помимо правил написания АОП, есть готовые адаптированные программы по группам ОВЗ для преподавателей, учителей и воспитателей.