Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Цифровая образовательная среда, дети, гаджеты и школа. А может, пора остановиться?
3 минуты 762 87

Цифровая образовательная среда, дети, гаджеты и школа. А может, пора остановиться?

ЦОС – красивая сказка или сегодняшняя реальность?

Цифровая образовательная среда (далее ЦОС) - одна из главных частей российского проекта «Образование». Внедрение ЦОС планировалось в сфере общего образования, среднего профессионального, дополнительного профессионального, дополнительного образования детей и взрослых. Целевая модель ЦОС была утверждена Приказом Минпросвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. Реализация, по отчетам ведомства, идет по плану.

Предполагалось, что уже к 2024 году ЦОС внедрят в 75 субъектах Российской Федерации для более 500 тысяч школьников. А Пилотный проект по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) будет длиться до конца 2022 года.

Ключевой смысл внедрения ЦОС для школьников в том, что система должна помочь учащимся освоить школьную программу в полном объеме, независимо от того, где они живут. Также ЦОС позволит не выпасть из учебного процесса во время болезни или чрезвычайной ситуации. 

«Благодаря видеосвязи они [школьники] получат возможность виртуально посетить уроки лучших учителей страны, а дети из разных регионов смогут стать частью одной научной команды, которая объединит увлечённых одной темой ровесников и их руководителя, проживающих за тысячи километров друг от друга», — пояснила глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова (ссылка на источник в Парламентской газете

Чтобы реализовать эту и другие прогрессивные задачи развития образования, в школах, в частности, задумано провести высокоскоростной Интернет, поставить современные компьютеры и презентационное оборудование. Онлайн-обучение планируется строить на одной платформе, с использованием российского программного обеспечения. В единой электронной системе будут аккумулированы уроки, учебники и методические пособия, журнал, чаты для общения родителей, документооборот, финансово-хозяйственное планирование и все остальное. Проект также предполагает интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС. 

Не проект, а мечта. Лишь бы реализация не сорвалась. Однако…

 

Где же подвох?

Как всегда, страна огромная, а задача сложная. Значит высок риск срыва сроков, недоделок, формализма. Но речь сегодня пойдет не об этом.

Помимо «технических» сложностей реализации, налицо гуманитарные. 

Первыми тревогу забили родители школьников, опасаясь, что проект ЦОС – это плавный переход к повсеместному дистанту. Родителей успокоили, пообещали, что подобного не случится, а ЦОС, наоборот, повысит качество образования в стране. Но дальше самое интересное… Роспотребнадзор выпустил рекомендации по использованию гаджетов в школе. 

Ведь к одиннадцатому классу до 50% детей приобретают близорукость и другие проблемы со здоровьем. Рекомендации придется учитывать при планировании урока. Разбивая его таким образом, чтобы непрерывное применение электронных средств не превышало по времени рекомендованных интервалов. А именно:

  • для семилеток —5-7 минут,
  • с первого по четвертый класс — 10 минут,
  • с пятого по девятый класс — 15 минут.

При этом для каждого школьника должно быть организовано удобное учебное пространство для работы с планшетом или ноутбуком: левостороннее освещение, расстояние от монитора до глаз не менее 70 сантиметров, от рабочей поверхности до глаз — не менее 25 сантиметров ( ссылка на источник) Остается только догадываться, сколько уйдет на оснащение школ... 

Но проблемы со зрением  - это еще не всё.

По данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, информатизация образования и использование гаджетов уже нанесли вред здоровью учащихся. Распространённость функциональных отклонений от первого к одиннадцатому классу выросла на14,7 %, а хронических болезней — на 52,8 %. По мнению Николая Говорина, доктора медицинских наук, зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья, эти показатели требуют глубочайшего анализа с привлечением специалистов в области психогигиены и выработки более чётких рекомендаций по работе с электроникой.

 «Главный вопрос, на который предстоит ответить: как пройти между Сциллой и Харибдой, где первая — это здоровье детей, а вторая — развитие цифровой экономики, которое невозможно без информатизации учебного процесса и раннего вовлечения школьников в работу с электронными средствами?» - говорит депутат (ссылка на источник в Парламентской газете). 

 

Грозит ли нам тотальная цифровая зависимость и "цифровое слабоумие"? Тревожная мировая статистика

Ранее мы рассказывали, как использование цифровых устройств приводит к снижению интеллекта у детей и подростков. Результаты исследований и мнение авторитетных экспертов на этот счёт – в статье "Цифровых" детей всё сложнее учить и воспитывать. Что делать?">>>   Уже во всеуслышание говорят о «цифровой зависимости» как о медицинском диагнозе, весьма распространенном и в среде школьников. Казалось бы, как зависимость от гаджетов связана с проблемами внедрения цифрового образования?  Ответил Николай Говорин:

«Асинхрония личностного развития заключается в том, что для ребёнка становится более привычным и простым взаимодействие с гаджетом, чем общение с реальными людьми, которое требует определённого психологического труда», — отметил депутат. Он напомнил, что, согласно исследованиям, интернет-зависимость и пристрастие к алкоголю и другим пагубным веществам имеют общую природу. И если у ребёнка сформируется зависимость от гаджета, то впоследствии он может быть более подвержен и другим аддикциям ( ссылка на источник в Парламентской газете)

 

И напоследок, тревожные цифры со всего мира от Андрея Курпатова. Смотрите в 15-минутном видео

 

Может и неплохо, что у нас задерживается технический прогресс по сравнению с передовыми странами? Очень хотелось бы не допустить тотального «цифрового оглупения» вместе с внедрением диджитал-образования.

Если было полезно, ставьте "Аплодировать". Нам будет очень приятно 😉

Может быть интересно

План урока: добавляем активные методы обучения для открытых уроков

Любой опытный учитель имеет в своей методической копилке готовые планы уроков. Главное, чтобы из года в год не менялась программа. 

Но что делать, если необходимо подготовить открытый урок к прохождению аттестации, участию в конкурсе или конференции? Самый простой способ – добавить в имеющийся план урока активные методы обучения. 

Где учителю взять множество готовых активных методов обучения, расскажем в статье.

3 минуты 5526 129

Как воспитателю разрешать конфликты между детьми?

Что делать воспитателю, если между детьми возникла ссора? Нередко для ответа на этот вопрос воспитатели полагаются не на теорию психологии, а на здравый смысл и опыт коллег.  Ведь советы психологов зачастую грешат общими рекомендациями и к конкретной ситуации не применимы.

Мы провели обзор и подобрали два способа от практиков разных направлений психологии и педагогики: Института Гордона Ньюфелда и Вальдорфской школы педагогики. Смотрите короткие видео-рекомендации и выбирайте подход, который вам наиболее близок.

1 минута 3879 57